Тридцать три розы для Мастера

6-1_7ПРИЗЕРЫ 21-ГО ОТКРЫТОГО РОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ АНИМАЦИОННОГО КИНО В СУЗДАЛЕ

Гран-при – “ДО ЛЮБВИ”, режиссер Игорь Ковалев

Спецприз жюри “за создание сложного женского образа” – “КУКУШКА”, режиссер Дина Великовская

Спецприз жюри “за юмор и авантюризм” – “ПИТОН И СТОРОЖ”, режиссер Антон Дьяков

Приз за лучший короткометражный фильм – “МАМА-ЦАПЛЯ”, режиссер Марина Карпова

Дипломы: “ПАУТИНКА” (режиссер Наталья Чернышева); “ЛЮК” (режиссеры Игорь Мельников, Наталья Мирзоян); “ПРАЗДНИК” (режиссер Нина Бисярина); “ТАНЗОНК” (режиссер Саша Свирский)

Приз за лучший фильм для детей – “МОРОШКА”, режиссер Полина Минченок

Приз за лучший дебютный фильм и грант на 50 тысяч рублей от Фонда правообладателей – “КОРАБЛИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ”, режиссер Георгий Богуславский

Приз за лучший студенческий фильм – “ДВА ДРУГА”, режиссер Наталья Чернышева

Дипломы: “ДОЛЕСУ” (режиссер Алена Ребезова); “ВОКЗАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ” (режиссер Ирина Богданова); “ГАМ-ЛЕТ. КОМЕДИЯ” (режиссер Евгений Фадеев); “ДЕТИ БУДУЩЕГО СПЯТ” (режиссер Иван Гопиенко)

Приз мэтров – “КУКУШКА”, режиссер Дина Великовская

Приз в категории “Лучшая работа в прикладной анимации” – коллективу авторов за фильм “СОВЫ НЕЖНЫЕ”. Диплом – Алексею АЛЕКСЕЕВУ (“Песенка о лете”)

Приз в категории “Лучший сериал” – Алексею МИРОНОВУ (эпизод “Лучшее место в мире” из проекта “Ми-ми-мишки”). Дипломы: Ринату ГАЗИЗОВУ (эпизод “Ганс” из проекта “Шарлотта и Кваксон”); Марине МОШКОВОЙ (эпизод “Фломастеры” из проекта “Малышарики”)

Приз за лучший полнометражный фильм – режиссеру Алексею ЦИЦИЛИНУ (“СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА 2. ПЕРЕЗАМОРОЗКА”)

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков СК РФ – “ПИТОН И СТОРОЖ” (режиссер Антон Дьяков). Дипломы: “ОСКОЛОК” (режиссер Дмитрий Иванов и 22); “ОКНА” (режиссер Анжелла Липская)

Победитель зрительского голосования – “ГАНС”, режиссер Ринат Газизов

Приз Фортуна – “ВОКЗАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ”, режиссер Ирина Богданова

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ

1-е место – “ПИТОН И СТОРОЖ” (253 голоса)

2-е место – “ДО ЛЮБВИ” (177)

3-е место – “ДВА ДРУГА” (137)

 

Уже не первый раз вице-губернатор Владимирской области по социальной политике Михаил Юрьевич Колков удивляет гостей и участников анимационного форума своей креативностью. От имени тридцать третьего региона России, на открытии фестиваля, он преподнес Юрию Норштейну и члену жюри композитору-исполнителю Сергею Никитину букеты именно с таким количеством роз. Мастеру анимации еще подарили работу, выполненную по мотивам его легендарного “Ежика в тумане”. А знаменитый гусь (не только “выходец” из герба города Гусь-Хрустального Владимирской области), вышитый на домотканом полотне, а теперь и на тканевых изделиях, достался Сергею Никитину.

Пятнадцать лет владимирская земля принимает и помогает фестивалю, редкому по своей структуре, атмосфере творчества, оригинальному проведению церемоний. И такое, нестандартное, внимание талантливой администрации к творческому цеху, искренняя забота не перестают удивлять. И пафос здесь уместен – поучиться бы главным руководителям от культуры!

Автор-сатирик, драматург и поэт Вадим Жук вместе с генеральным директором фестиваля Александром Герасимовым всегда готов вовлечь всех приглашенных в действие-игру, в радостное участие. Их “конферанс”, убеждена, уже вошел в историю анимации. За участие в церемониях на протяжении нескольких лет Вадим Жук был удостоен Приза (его сценарный талант был отмечен на прошлых фестивалях).

Именно Игра стала девизом проведения и художественного оформления “Суздальфеста”, как называют его в области. Фантазия художников-аниматоров Марины Курчевской и Нины Виноградовой, действительно неиссякаема! Вместе со своими учениками Татьяной Чернилевской и Константином Муравьевым они построили в этом году черно-белое анимационное королевство, в духе шахматной игры. Или в духе карточного замка, из окон которого выглядывают авторы, мастера, все те, кто причастен к созданию анимационного кино, к художественным открытиям.Кадр из фильма “Совы нежные”

В один из фестивальных дней в суздальском Турцентре, где уже много лет “прописан” анимационный десант, даже состоялась живая шахматная партия, участники стали фигурами и под крики болельщиков боролись за право первенства. Были аукционы работ художников, конкурс плакатов, в котором победил председатель жюри авторской анимации Алексей Демин – в дни анимасмотра отпраздновали его 60-летие. А в состав жюри вошли художник, режиссер Софья Кравцова; художник, карикатурист, книжный иллюстратор Игорь Макаров; композитор Сергей Никитин; режиссер, сценарист, аниматор Олег Ужинов. Конкурс коммерческой анимации судили: генеральный директор ГБУК Москвы “Московское кино” Василиса Орестова; заместитель директора онлайн-кинотеатра ivi.ru Ольга Филипук; продюсер Вадим Соцков.

Селекционная комиссия (Екатерина Соколова, Сергей Капков, Ирина Кодюкова, Лариса Малюкова, Валентин Телегин и Александр Кравцов) отобрала для участия в конкурсных программах фестиваля фильмов на треть больше, чем в прошлом году. Их было около 300! Самого разного формата, рассчитанных на большое количество экранного времени. Студенческие фильмы, короткометражные работы и дебюты обратили на себя внимание разнообразием жанров и, в отличие от прошлых лет, украсили фестиваль действием, которое присутствует в работах молодых аниматоров как необходимый элемент жизни. Порой кажущаяся пассивность драматургических решений, некое ожидание – и есть поступок героев фильмов. Безусловно, удостоенные Специальными призами жюри фильмы “Кукушка” (режиссер Дина Великовская, Студия “Пчела”) и “Питон и сторож” (режиссер Антон Дьяков, лауреат и премии Гильдии киноведов и кинокритиков, “Союзмультфильм”) – творческие лидеры. Тем более что и Дина, и Антон в своих фильмах авторы сценария, художники, аниматоры, режиссеры в одном лице. Большая редкость!

Если в картинах прошлого года тема человеческих потерь (“Мы не можем жить без космоса” Константина Бронзита и “Андрей Хижина и его горе” Алексея Демина) была выражена ярко и остро, то нынче “окутанной” вниманием оказалась тема одиночества. И здесь можно поздравить Александру Аверьянову (“В стороне”, Студия “Петербург“). Героиня ее фильма живет на маленьком железнодорожном полустанке. Вокруг – никого. Но она преодолевает жизнь в одиночестве, встречая проходящий поезд. Подчеркнута радость этой встречи, хотя поезд и не останавливается… А в комнатке героини, на стене – фото актрис из фильмов прошлых лет. Гурченко, Быстрицкая… Кто-то из зарубежных. Жилет служащего-путейца у этой женщины с придуманной ею же романтикой. Вот – зафиксированная судьба: может быть, работа на полустанке переходит в семье героини по наследству? Или это притча? Здесь нет точности в выборе жанра.

Можно поздравить Наталью Чернышеву. Ее “Два друга” (Приз за лучший студенческий фильм, студия La Poudriere) выполнен в той же технике 2D. Наталья Чернышева, так блестяще заявившая о себе фильмом “Снежинка” (2012), не оставляет темы дружбы, даже смоделированной в мире насекомых с теплотой и заинтересованностью. Надо было видеть, как смотрели ее фильм дети… Да и члены жюри смотрели завороженно.

Гран-при короткометражного конкурса получила картина “До любви” режиссера Игоря Ковалева (он один из столпов студии “Пилот”) и его партнера, художника Дмитрия Маланичева (теперь он живет и работает в США, арт-директор сериала “Симпсоны”). Продюсер фильма, судя по титрам, Тимур Бекмамбетов, но в каталоге почему-то значатся три другие фамилии. Игоря Ковалева зрители знают по жутко заводной “Пластилиновой вороне”. В картине “До любви” – тема одиночества и “обжигающего” героев странного, тягостного непонимания любовного треугольника. До осознания любви пройдет еще много времени, утверждают авторы. А вдруг это очень личная история? Профессиональный выбор жюри поддержан и участниками рейтинга – фильм занял второе место. Рассудочность и намеренная тональная холодность “До любви” оказались между такими простыми и ясными, дружескими и обаятельными фильмами – “Питон и сторож” (первое место в рейтинге) и “Два друга” (третье место).

В конкурсе студенческих фильмов диплома с формулировкой “за превращение трагедии в балаган” удостоена работа режиссера Евгения Фадеева “Гамлет. Комедия” (Студия “Шар”). Уморительная история, выполненная как в театре теней – черные силуэты на белом, – вызывающая дружный хохот. Школьники смотрят спектакль по трагедии Шекспира. Если нарушают тишину просмотра и не только тишину, получают, как издавна повелось, длиннющей линейкой (ловко придуманное орудие смирения!) по загривку. Строгая учительница (тоже уморительная) не дает покоя ученикам. Они, в свою очередь, разрабатывают новые формы активности. А звучит, между тем, фонограмма знаменитого спектакля “Гамлет” с Владимиром Высоцким в главной роли. Но фонограмма приглушена, так как громкая возня школьников перекрывает факт сценической истории. Все закончилось тем, что с первых рядов ученики метнулись на… занавес! Такую заразительную реакцию мы наблюдали в просмотровом зале только на коротких фильмах режиссера Алексея Алексеева, ироничного и озорного. Кстати, отлично отразившего свой взгляд на стихи Юрия Энтина и мелодию Евгения Крылатова в сюжете прикладной анимации “Песенка о лете”.

Лучшим короткометражным фильмом стала “Мама-цапля” режиссера Марины Карповой (“Союзмультфильм”). Легкомысленная Цапля волею обстоятельств оказалась прекрасной мамой для малышей самых разных видов и мастей, потерявших настоящих мам. Но детки покидают гнездо заботливой Цапли… Щемящая картина, напомнившая лучшее из лучшего “Союзмультфильма” прошлых лет. Прекрасный сценарий Розы Хуснутдиновой.

Заметен был плакат фестиваля, столько раз за всю его историю менявшийся, однако каждый раз предлагавший новый сюжет со старыми персонажами – девочкой и гусем. Плакат этого года похож на игральную карту: сверху – девушка заводит ключиком огромного механического гуся, а внизу – она же, в детстве, играет с живым гусенком. Этот “альбом во времени” как символ фестиваля придумал режиссер и художник Валентин Телегин. И каждый год он сочиняет новую версию.

Кадр из фильма “Питон и сторож”Показ фильма режиссера и художника Ирины Евтеевой “Арвентур”, пожалуй, надо было перевести в специальный, как это принято на многих фестивалях. В Суздале же “Арвентур” (процесс его создания длился три года) участвовал в коммерческом полнометражном конкурсе. Да, это комбинированный анимационно-игровой фильм, основанный на рассказе Александра Грина “Фанданго” – в первой своей части, и на даосской притче о Художнике и Императоре – во второй. Бессчетное количество рисунков самой Ирины Евтеевой на обычном и матовом стекле, пальцами и губкой, лишь укрупняли замысел и весь игровой строй картины. Но выразительные творческие решения Ирины Евтеевой, оператора Валерия Мюльгаута и художника-постановщика Натальи Кочергиной не могут стоять в одном стилистическом ряду с компьютерной техникой анимационных коммерческих фильмов. Вспомним классика Юрия Норштейна, который разделяет сотворенное руками и компьютерные опусы. “Арвентур” рассчитан на определенную аудиторию, в первую очередь профессиональную. Но не в конкурсе.

Высокую оценку дали картине режиссеры, и прежде всего Александр Петров, мастер живописной анимации, известной всему миру. Завораживающее воссоздание эпохи, яркое движение изображения эмоционально передают сплетение актерского существования и художественного, близкого к ориентальному стилю, разрушенному в 1920-х годах, к Серебряному веку отечественной культуры и искусства. Приз “Серебряный св. Георгий” Московского Международного кинофестиваля “Арвентуру” выдвинул фильм в программы престижных фестивалей, где режиссер Ирина Евтеева тоже получила награды.

Конкурс коммерческой анимации, куда входят полнометражные фильмы, сериалы, прикладная анимация, прокомментировал член жюри, продюсер и режиссер Вадим Сотсков, удостоенный премии “Золотой орел” в 2010 году за полнометражную ленту “Белка и Стрелка. Звездные собаки”. У Вадима Сотскова, генерального директора студии “КиноАтис”, есть опыт работы в США, в Hi-Tech индустрии и киноиндустрии.

Вадим Сотсков: “На этом фестивале было много коммерческих продуктов. На конкурс представили 35 сериалов – отобрали 16. Что меня радует: большинство работ, безусловно, профессиональны. Но, к сожалению, явного лидера не оказалось, поэтому и выбирали мы с трудом. Главный приз могли бы получить пять-шесть сериалов – это точно. Мы же отдали его эпизоду “Лучшее место в мире” из проекта “Ми-ми-мишки” Алексея Миронова.

Что касается прикладной анимации, то странно, что этот блок вошел в коммерческое направление. Здесь и клипы, и реклама, и заставки. Нелегко судить. Однако сразу вышли вперед два лидера: Алесей Алексеев с “Песенкой о лете” и “Совы нежные” с целой группой авторов. Правда, в “Совах…” киновед и документалист Сергей Капков все организовал без всякого финансирования – что же тут коммерческого? Нам понравилось в этом клипе еще и то, что сделали его двадцать режиссеров, объединившихся вместе. Экранизация песни “Совы нежные”, исполненной французской группой Les Pires в 1994-м и ставшей популярной у аниматоров.

Полнометражных фильмов отобрали шесть. Такого еще не было! Раньше не могли даже объявить этот конкурс, поскольку к фестивалю один-два фильма появлялись в прокате. Вывод – индустрия работает! Есть и настоящие сериалы и полнометражные работы. А вот прорыва в этом направлении мы не увидели, что расстроило. Одни – лучше, другие – хуже. Пришлось делить фильмы по коммерческому успеху, да и мнения у нас разделились. Если иметь в виду бокс-офис, то “Снежная королева 2. Перезаморозка”, получившая приз, хорошо себя чувствует и в России, и за рубежом. За рубежом наши фильмы хорошо продаются. Например, наша компания “КиноАтис” продала “Белку и Стрелку” в сто шестьдесят стран. Тут я говорю только о собственном опыте”.

Но вернемся к многотрудному фестивальному календарю. И журналисты, и участники, и гости с удовольствием отметили, что и в этом году продолжилось деловое общение. Обновилось обсуждение программ, заинтересовавшее в первую очередь молодых авторов, студентов. Мэтры и мастера помоложе дали что-то вроде мастер-классов. На встречи приходили аниматоры из разных регионов и стран. Научно-искусствоведческая конференция «Анимация как художественный проект ХХI века. Дискуссия “Заметки посторонних”» собрала видных теоретиков, философов, культурологов, а модератором выступила кинокритик Лариса Малюкова. И там было чему поучиться!

Суздаль – Москва

P.S. Фильм Игоря Ковалева “До любви” получил также Гран-при Международного фестиваля анимационного кино в голландском Утрехте.

 

Кадр из фильма “До любви”8 апреля – вручение второй Национальной анимационной премии “Икар”. Именно 8 апреля (по новому стилю) 1912-го состоялся первый в России публичный показ анимационной картины – это была “Прекрасная Люканида” Владислава Старевича. Спустя 100 лет российские аниматоры стали отмечать 8 апреля свой профессиональный праздник.

Создание Премии инициировано Открытым российским фестивалем анимационного кино. Лауреатов определяет Экспертный совет путем тайного голосования. В него вошли мастера анимационного кино, среди них Михаил Алдашин, Алексей Алексеев, Константин Бронзит, Вадим Жук, Марина Курчевская, Иван Максимов, Мария Муат, Эдуард Назаров, Леонид Носырев, Александр Петров.

В этом году лауреатом в номинации “Мастер” за профессиональный вклад в развитие анимационного кино стал Владимир Зуйков, один из создателей визуального образа Винни-Пуха, художник-постановщик фильмов “Шкатулка с секретом”, “Фильм, фильм, фильм”, “Икар и мудрецы”, “Халиф-аист”, “Королевский бутерброд”.

В рамках церемонии состоится премьера анимационного видеоклипа, созданного двадцатью шестью режиссерами из двенадцати городов мира. Подобный масштабный джем-сейшн впервые был осуществлен в России в прошлом году – на первой церемонии “Икара” представили клип “Совы нежные”. А в кинотеатрах 15 регионов страны пройдет акция “Весенний МультиВитамин” – благотворительный показ фильмов-номинантов и призеров премии “Икар”, а также лучших анимационных фильмов года.

 

НОМИНАНТЫ ПРЕМИИ “ИКАР” ЗА 2015 ГОД

Фильм в кинопрокате: “ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК 3” (режиссер Дарина Шмидт); “КРЕПОСТЬ: ЩИТОМ И МЕЧОМ” (режиссер Федор Дмитриев); “ТАЙНА СУХАРЕВОЙ БАШНИ. ЧАРОДЕЙ РАВНОВЕСИЯ” (режиссер Сергей Серегин).

Сериал: “БУМАЖКИ” (студия “Паровоз”); “ВЕЗУХА!” (студия “Метроном фильм”); “ИН И ЯНА” (студия “ШАР”); “ЛЕТАЮЩИЕ ЗВЕРИ” (студия “Да”); “ПОРОСЕНОК” (студия “Пилот”)

Фильм: “АНДРЕЙ ХИЖИНА И ЕГО ГОРЕ” (режиссер Алексей Демин); “ДО ЛЮБВИ” (режиссер Игорь Ковалев); “ПИТОН И СТОРОЖ” (режиссер Антон Дьяков); “ПРО МАМУ” (режиссер Дина Великовская); “СЛОН И ВЕЛОСИПЕД” (режиссер Олеся Щукина).

Режиссер: Дина ВЕЛИКОВСКАЯ (“Про маму”); Алексей ДЕМИН (“Андрей Хижина и его горе”); Антон ДЬЯКОВ (“Питон и Сторож”); Марина КАРПОВА (“Мама Цапля”); Игорь КОВАЛЕВ (“До любви”).

Сценарист: Алла БОССАРТ, Алексей ДЕМИН (“Андрей Хижина и его горе”); Дина ВЕЛИКОВСКАЯ (“Про маму”); Игорь КОВАЛЕВ (“До любви”); Олеся ЩУКИНА (“Слон и велосипед”).

Художник: Ирина ЛИТМАНОВИЧ, Лейсан ИСКАНДЕРОВА (“Облака ручной работы”); Дмитрий МАЛАНИЧЕВ (“До любви”); Валентин ТЕЛЕГИН (“Две недлинных сказки”).

Аниматор: “Андрей Хижина и его горе” (Степан БИРЮКОВ, Светлана ЗИМИНА, Татьяна КИСЕЛЕВА, Татьяна ПОДГОРСКАЯ); “До любви” (Светлана ЗИМИНА); “Мама Цапля” (Татьяна НИКЕЕНКО); “Попугай-дурак шлет вам привет” (Наталия БОГОМОЛОВА, Галина ЗЕБРОВА, Александр ПАНОВ).

Звукорежиссер: Андрей ЛЕВИН, Виктор БРУС (“Андрей Хижина и его горе”); Иван ТИТОВ (“До любви”); Артем ФАДЕЕВ (“Про маму”).

Композитор: Джейсон ВЕБЛИ (“Корабли прошлых лет”); Вячеслав ЛИТМАНОВИЧ (“Облака ручной работы”); Андрей СЕМЕНОВ (“Андрей Хижина и его горе”).

Актер: Лариса БРОХМАН (“Поросенок”); Сергей ДРЕЙДЕН (“Андрей Хижина и его горе”); Юлия РУТБЕРГ (“Мама Цапля”); Сергей ЮРСКИЙ, Наталья ТЕНЯКОВА (“Облака ручной работы”).

Персонаж: Людоед (“Даша и Людоед”, режиссер и художник Наталья Суринович); Поросенок (“Поросенок”, режиссер Наталья Березовая, художник Максим Поляков); Сторож (“Питон и Сторож”, режиссер и художник Антон Дьяков).

Продюсер: Ирина ФОМЧЕНКО, Елена МАЛЕНКИНА, Алексей БОНДАРЬ (“До любви”); Александр ГЕРАСИМОВ (“Тайна Сухаревой башни. Чародей равновесия”); Тенгиз СЕМЕНОВ (“Андрей Хижина и его горе”).

Татьяна МУШТАКОВА
«Экран и сцена»
№ 7 за 2016 год.
Print Friendly, PDF & Email