Четверть полутона

Сцена из спектакля “Фуга”. Фото Ж.-Л.ФЕРНАНДЕСА. Фото предоставлено пресс-службой фестиваляФонд К.С.Станиславского в этом году ударился в крайности – отставив в сторонку мастеров среднего возраста, разделил и Премию, и Фестиваль между мэтрами и совсем молодыми.

Премия Станиславского присуждена высоким жюри английскому актеру Энтони Хопкинсу – в номинации “За вклад в развитие мирового актерского искусства”, и хореографу Юрию Григоровичу – “За вклад в развитие театрального искусства”. Вторая часть Премии отдана начинающим, да и сама эта номинация, получив название “Перспектива”, только началась. Он учреждена специально для молодых профессионалов театра: актеров, режиссеров, художников. Первыми ее лауреатами станут: Вячеслав Евлантьев за роль Подсекальникова (“Самоубийца”, “Студия театрального искусства”), Олег Ребров за роли в спектаклях МТЮЗа (“С любимыми не расставайтесь”, “Четвероногая ворона”, “Коллекционер”), Шамиль Хаматов за роль Кристофера (“Загадочное ночное убийство собаки”, “Современник”), Мария Смольникова за роль Людмилы (“О-й. Поздняя любовь”, “Школа драматического искусства”) и Максим Керин за роли в спектаклях РАМТа (“Цветы для Элджернона” и “Людоедик”).

Фестиваль же “Сезон Станиславского”, предваренный объявлением лауреатов, открылся блестящими гастролями двух режиссеров-мэтров, лидеров мирового театрального процесса, Льва Додина и Эймунтаса Някрошюса. Возобновление легендарного спектакля Малого драматического театра – Театра Европы “Братья и сестры” с новым составом исполнителей и масштабный “Борис Годунов” Национального драматического театра Литвы прошли в Москве с аншлагами.

Впереди – спектакль молодого европейского режиссера.

26 ноября на сцене МТЮЗа будет сыгран спектакль “Фуга” французского театра “La Comedie de Valence”. Пифагорейская комма, заинтересовавшая молодого постановщика Самюэля Ашаша, есть музыкальный микроинтервал, равный примерно четверти полутона. Музыкальная теория разрабатывается в “Фуге” не высоколобыми учеными и не изысканными музыкантами, а почти клоунами. Дело происходит где-то на Южном полюсе, во льдах Антарктиды, где случайно встречаются пятеро мужчин и одна женщина, не имеющие ни одного общего языка общения, кроме музыки и пения. Абсурд ситуации усугубляется с каждой минутой, актеры ныряют в ванну со стремянки, ссорятся и мирятся, закапываются в снег, выясняют тончайшие музыкальные нюансы, играют на духовых, ударных и клавишных, дурачатся, поют. Звучит музыка Баха, Перселла, Куперена. Фуга строится в сосуществовании различных голосов, составляющих единое целое в контрапункте, и если музыкант способен принять и простить микроскопическую, почти воображаемую дисгармонию в отношениях между нотами, то способен ли человек распространить подобную терпимость на отношения между личностями? Чуть больше часа чистого музыкально-театрального счастья – вот что обещает нам “Фуга”.

Спектакль был сыгран прошедшим летом в рамках основной программы Авиньонского фестиваля.

Мария ЛЬВОВА
«Экран и сцена»
№ 20 за 2015 год.
Print Friendly, PDF & Email