Отформатированные во сне и наяву

Сцена из проекта “История одиночества (в Сити)”. Фото Я.ГОРБАЧЕВОЙ
Сцена из проекта “История одиночества (в Сити)”. Фото Я.ГОРБАЧЕВОЙ

В середине августа в Москве состоялся трехдневный фестиваль “Ре-Формация” при поддержке Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция, Гёте-Института в Москве, Польского культурного центра и Посольства Государства Израиль в РФ. Казалось, он прошел практически спонтанно в рамках проекта THEATRUM (сам проект инициирован в 2018 году Институтом театра, образовательным проектом “Золотой Маски”, и Благотворительным фондом Владимира Потанина, посвящен взаимодействию музеев и театра), без громких анонсов, зрители могли зарегистрироваться на события феста через интернет и посетить их абсолютно бесплатно и безопасно, так как на входе раздавались трикотажные маски с фирменным логотипом и соблюдалась дистанция. Устроители фестиваля хотели помочь театрам и музеям преодолеть период возвращения к обычной работе, восстановить контакт с публикой, и поскольку сами театры еще оставались закрытыми, кураторы нашли несколько необычных локаций, самих по себе интересных, куда бы беспрепятственно могли прийти зрители.

Режиссер Екатерина Василева и театровед Елизавета Спиваковская вместе с куратором проекта THEATRUM Антоном Флеровым пригласили зарубежных постановщиков в удаленном режиме сочинить проекты специально для артистов московских театров в пространствах московских музеев. Вся подготовительная работа, разработка концепции, выбор площадок и частично репетиции с актерами происходили удаленно.

Первое мероприятие прошло в Музее русского импрессионизма: перформативную инсталляцию “Чего ты боишься?” от немецкого дуэта deufert&plischke представляли артисты РАМТа. Они расспрашивали зрителей об их самых сильных страхах и записывали ключевые слова этих страхов на своей белой одежде. В Оранжерее музея-заповедника “Царицыно” актеры театра “Практика” провели для зрителей иммерсивную экскурсию “Свидетель” (автор-режиссер из Швейцарии Жюли Бове на основе партитуры Полин Оливейрос). Третий перформанс первого дня фестиваля показали в башне “Империя”, на 56 этаже которой располагается Музей Москва-Сити. Режиссер из Польши Пиа Партум сочинила “Историю одиночества (в Сити)” по мотивам оперы Моцарта “Дон Жуан”. По идее режиссера, среди постановок которой есть и раритетная опера Сальваторе Шаррино “Лживый свет моих очей”, трагическая история великого соблазнителя разыгрывается в мегаполисе, ее эпицентром становятся небоскребы с их умопомрачительными видами из панорамных окон. Некий метросексуальный Дон Жуан проводит время в лаунж-баре в высотке Сити, здесь он назначает свидания женщинам, здесь его встретит Командор. Музыка в спектакле живая, музыканты и певцы – из Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Сложно сказать, получился ли в результате заявленный в афише сайт-специфик спектакль, но ощущение того, что музыкальный театр может выжить в отформатированной тяжелым временем ситуации, не покидало.

Не повезло проекту “И она найдет утешение”, который должен был состояться в Центре Вознесенского. Из-за болезни артиста все сеансы перформанса пришлось отменить. Его готовила израильтянка Лилах

Декель-Авнери – основатель и художественный руководитель театра Pathos-Mathos. Зато в тот же фестивальный день прошло другое замечательное музыкальное событие в Оперном доме в Музее-заповеднике “Царицыно”: совместный проект австрийского режиссера Валентина Шварца и видео-художника Андреа Коцци и театра “Новая опера” – “Пять песен на стихи Матильды Везендонк”. Имя Валентина Шварца не могло не заинтересовать столичных меломанов, так как именно он должен был летом 2020 года представлять новое “Кольцо нибелунга” на вагнеровском фестивале в Байройте (фестиваль отменен, постановка “Кольца” перенесена на 2022 год). У этих песен интересная судьба – изначально они задумывались композитором как вокальный цикл и предназначались для исполнения певицей и концертмейстером, позже Феликс Мотль оркестровал песни. Оба варианта одинаково популярны и часто исполняются. В московском перформансе дважды подряд прозвучал вариант для струнного квартета. В первой части песни исполняла солистка “Новой оперы” Валерия Пфистер, ее пение сопровождалось показом фильма с видами швейцарской природы, во второй – живая музыка “оформляла” кадры фильма с австрийской актрисой, игравшей юную Везендонк, одинокую и несчастную, запертую в саду виллы Везендонков на берегу Цюрихского озера. Между песнями включалась трансляция с чтением писем Рихарда к Матильде, написанных в самый разгар их так и несостоявшихся романтических отношений. Как и в случае с “Историей одиночества”, перформерам не вполне удалось создать целостное произведение, но наблюдать за поисками формата для возвращения музыкального или концертного представления на театральные подмостки было очень интересно.

В последний день были показаны еще две премьеры в музеях. В ММОМА на Петровке артисты из Электротеатра Станиславский представляли перформанс “Сон объял его дом” в постановке итальянского режиссера Сильвии Косты и художника Николы Ратти. Имя постановщицы знакомо любителям творчества Ромео Кастеллуччи, с которым Сильвия Ратти сотрудничала в течение многих лет, выступая в качестве ассистента и исполнителя в его оперных и драматических спектаклях. А в атриуме Новой Третьяковки под занавес фестиваля сыграли “Сны изоляции” в постановке режиссера Барборы Хораковой и художницы Аси Мухиной силами барочного консорта Tempo Restauro под руководством Марии Максимчук и солистов МАМТа. Получился своеобразный акустический эксперимент, включающий фрагменты из опер композиторов барокко Генделя, Рамо, сочинений Баха, видеоинтервью с артистами (они же пели оперные арии и разыгрывали сценки), рассказывавших о своих переживаниях в период карантина. В своей работе Хоракова исследовала сон как метафору для периода всеобщей изоляции.

Общим знаменателем всех представленных работ стали живой сыгранный звук, спетое и произнесенное слово, благополучно выжившие в новых условиях и готовые к очередным трансформациям.

Екатерина БЕЛЯЕВА

«Экран и сцена«
№ 17 за 2020 год.