Сериальные эксперименты

29 августа – 8 сентября. 75-й Венецианский международный кинофестиваль.

“Венецианская Мостра (Mostra Internazionale d’Arte cinematografica, так называют кинофестиваль сами итальянцы) – постоянно мутирующий организм, изменчивый как венецианская погода и цвет воды в лагуне”.

Андрей Плахов. “Под знаком F”

 

Итак, 75-я Венецианская Мостра. И снова много любопытного, и снова есть, чем удивить. Фильм открытия, он же в основном конкурсе, “ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК” (в российском прокате, обещанном с 22 ноября, “Человек на Луне”) Дэмьена Шазелла, режиссера более чем успешного мюзикла “Ла-ла-ленд” (Кубок Вольпи в Венеции-2016 за лучшую женскую роль Эмме Стоун; “Золотой глобус” в семи номинациях; “Оскар” в шести номинациях). В “Первом человеке” Райан Гослинг сыграл астронавта Нила Армстронга, 20 июля 1969 года ступившего на Луну во время космической экспедиции “Аполлона-11”. В роли его жены – Клер Фой (королева Елизавета II в сериале “Корона”).

 

Также в основной конкурсе “ГОРА” Рика Алверсона, “ДВОЙНЫЕ ЖИЗНИ” Оливье Ассаяса, “БРАТЬЯ СИСТЕРС” Жака Одиара, “БАЛЛАДА БАСТЕРА СКРАГГСА” Итана и Джоэла Коэн, “ГОЛОС СВЕТА” Брэйди Корбета, “22 ИЮЛЯ” Пола Гринграсса, “РИМ” Альфонса Куарона, “СУСПИРИЯ” Луки Гуаданьино, “РАБОТА БЕЗ АВТОРСТВА” Флориана Хенкеля фон Дон-

нерсмарка, “СОЛОВЕЙ” Дженнифер Кент, “ФАВОРИТКА” Йоргоса Лантимоса, “ПЕТЕРЛОО” Майка Ли, “ЗАКАТ” Ласло Немеша, “ЧТО БУДЕШЬ ДЕЛАТЬ, КОГДА МИР В ОГНЕ” Роберто Минервини, “ВАН ГОГ. НА ПОРОГЕ ВЕЧНОСТИ” Джулиана Шнабеля, “РЕВОЛЮЦИЯ НА КАПРИ” Марио Мартоне, “БРАТЬЯ-ВРАГИ” Дэвида Эльхоффена, “НАШЕ ВРЕМЯ” Карлоса Рейгадаса, “ОБВИНЯЕМЫЙ” Гонсало Тобаля, “УБИЙСТВО” Синья Цукамото.

Кстати, о “мутирующем организме”… Два года назад событием Венецианского фестиваля стал показ сериала – двух серий “Молодого Папы” Паоло Соррентино. О таком раньше и помыслить было невозможно. Но организаторы Мостры пошли дальше. Нынче сериал включен в главный конкурс – это “Баллада Бастера Скраггса” братьев Коэн об американском Диком Западе; не весь, конечно же, а один из фильмов ковбойской антологии.

Председатель жюри – Гильермо дель Торо, получивший в прошлом году в Венеции “Золотого льва св. Марка” за “Форму воды”. Члены жюри – актриса Наоми Уоттс, актер Кристоф Вальц, режиссер Паоло Дженовезе, режиссер и актер Тайка Вайтити, режиссер Малгожата Шумовска, актриса и режиссер Николь Гарсиа, актриса и певица Трине Дюрхольм, актриса и режиссер Сильвия Чан.

Наших картин в главном конкурсе нет. Рассчитывали на “Грех” Андрея Кончаловского о Микеланджело Буанарроти. Не случилось. Но есть в программе “Горизонты” “Человек, который удивил всех” Натальи Меркуловой и Алексея Чупова (копродукция России, Эстонии, Франции). Их режиссерский дебют “Интимные места” уж точно удивил всех. Что касается “Человека…”, то герой фильма (его играет Евгений Цыганов), которому поставлен страшный диагноз, пытается обмануть смерть.

 

Вне конкурса – режиссерский дебют актера Брэдли Купера “Звезда родилась”; Брэдли Купер и Леди Гага в главных ролях. Ремейк “Звезды…” 1954-го Джорджа Кьюкора с Джуди Гарланд и 1976-го Фрэнка Пирсона с Барброй Стрейзанд.

Вне конкурса – фильмы Эмира Кустурицы, Чжана Имоу, Пьера Шоллера, Фредерика Уайзмена, Валерии Бруни-Тедески.

В документальной внеконкурсной программе – “Акварель” Виктора Косаковского. Рассказывать о чем эта картина – не имеет смысла. Ее надо увидеть. Заметим только, что одно из главных действующих лиц “Акварели” – вода. Что снята она со скоростью 96 кадров в секунду (вместо обычных 24-х). Что российского участия в ней нет, а есть европейское.

В той же программе – “Процесс” Сергея Лозницы, монтажное кино, основанное на хронике 30-х годов, на материалах сталинских процессов. А то, что Лозница делает уникальное монтажное кино, известно по его “Блокаде”.

 

Специальный показ – “Другая сторона ветра” Орсона Уэллса. С этим последним фильмом

Уэллса связана длинная и запутанная история. Будем кратки. Фильм не был закончен. В незаконченном виде пролежал сорок лет. Кто только ни прикладывал к нему руки. Завершил Питер Богданович, снимавшийся в “Другой стороне…”; завершил по записям, оставленным классиком. И вот – долгожданная премьера. Подарок к юбилею фестиваля.

В прошлом году военная драма Элема Климова “Иди и смотри” была награждена в Венеции как лучший отреставрированный фильм. В этот раз в программе “Венецианская классика” представлено “Восхождение” Ларисы Шепитько, восстановленное специалистами “Мосфильма”. Среди классических лент этой программы – “Некоторые любят погорячее” Билли Уайлдера (1959), “Вакантное место” Эрманно Ольми (1961), “Прошлым летом в Мариенбаде” Алена Рене (1961), “Ночной портье” Лилианы Кавани (1974), “Смерть в Венеции” Лукино Висконти (1971), “Обнаженный город” Жюля Дассена (1948).

 

Почетных “Золотых львов святого Марка” за заслуги и достижения в кинематографе получат актриса Ванесса Редгрейв (“Фотоувеличение”, “Убийство в Восточном экспрессе”, “Джулия”) и режиссер Дэвид Кроненберг (“Паук”, “Звездная карта”).

Алена ДМИТРИЕВА

№ 16 за 2018 год.
«Экран и сцена»