Гений места

23 марта у Виктора НОВИКОВА, художественного руководителя Санкт-Петербургского Театра имени В.Ф.Комиссаржевской, которому он служит вот уже полвека, – юбилей – 75 лет. О Викторе Новикове рассказывают ведущий актер театра Георгий Корольчук и художник Эдуард Кочергин, до БДТ работавший главным художником театра в Пассаже.

 

Георгий КОРОЛЬЧУК

Мы с Виктором Новиковым пришли в театр к Рубену Сергеевичу Агамирзяну в один и тот же год: он – в литературную часть, я, студентом-актером, – в массовку. Оба мы выросли из театра Агамирзяна. Работать в мастерской такого крупного таланта совсем не просто. Виктор был, на мой субъективный взгляд, завлитом экстракласса, с невероятно цепкой и объемной памятью, нечеловеческой трудоспособностью и талантом помощника. Не слугой, – Агамирзян слуг не любил, – а соратником, собеседником. Он умел быть рядом, но держаться на определенной дистанции. С тех самых пор мы в театре вместе: в худсовете, в армейских поездках в Германию, Афганистан, Монголию, на гастролях в России и за рубежом.

Когда после смерти Рубена Агамирзяна встал вопрос, кто будет нами руководить, ответить на него было нелегко. Мы слишком любили Агамирзяна, чтобы пустить к себе «чужака», а Виктор Новиков, хоть и не режиссер, а заведующий литературной частью театра, был правой рукой худрука, мы же хотели оставаться театром Агамирзяна. Виктора в его новой роли я эмоционально сразу принял, мне казалось, что театр с ним не пропадет. Конечно, он не скрывал, что ему трудно, но сумел построить и удержать театр на иных, «не рубеновских», тактических приемах, опираясь при этом на основание, заложенное Рубеном Агамирзяном.

Меня поражает умение Виктора Новикова быть терпимым к суетной актерской кино-концертно-антрепризной жизни, со всеми находить общий язык и выпускать спектакли, на которые неустанно ходит зритель. Его терпимость распространяется и на талантливых режиссеров, не всегда, как известно, выдерживающих жесткий график работы. Нынешний театр – уже театр Виктора Новикова – состоялся, корабль плывет.

Никогда ни один театральный человек, обращавшийся к нему за помощью, не оставался без нее. Никогда. Чего стоит его записная книжка на миллион телефонных абонентов! Виктор помнит каждого, и каждый помнит Виктора. Если собрать вместе все «спасибо за помощь», обращенные к нему, и произнести разом, никакие иерихонские трубы не сравнились бы.

Умение держать в руках академический репертуарный театр и труппу за счет своих волевых, интеллектуальных и человеческих качеств, выдают в Викторе Новикове крупного театрального деятеля. Мне кажется, что тогда, четверть века назад, в начале 1992 года, выбор Театром Комиссаржевской был сделан правильный.

Эдуард КОЧЕРГИН

Виктор Новиков – стопроцентный человек театра.

Он пришел в Театр имени В.Ф.Комиссаржевской очень молодым человеком, служил ему верой и правдой. Это был замечательный период: выходили спектакли один лучше другого – и молодых режиссеров, и Рубена Сергеевича Агамирзяна, и все это не без участия Виктора Новикова. Его талант собирать, сдруживать людей оказался очень кстати. Практически Виктор делал политику театра, был его идеологом, но не сухим театроведом, а человеком, всесторонне способствующим творческому процессу. Помогал мне доставать иконы для оформления «Царя Федора Иоанновича» по А.К.Толстому, устраивал нам походы в закрытые фонды. В Музее атеизма в Казанском соборе, например, мы получили массу нужной информации. Сейчас завлиты такого не практикуют. А ему это было интересно и важно. Он работал не для авторитета, а для спектакля. У Виктора особый талант коммуникабельности, он умеет договариваться.

Виктор Новиков – создатель атмосферы и имиджа театра. Оглянитесь вокруг: таких мало. Его неизменно интересует процесс, я не могу представить себе без Новикова свои премьеры или выставки, я вижу его в Русском музее, Эрмитаже, он ходит всюду. Любопытство живет в нем.

В разные времена случаются всякие перипетии, особенно в театре, друзья становятся чужими, а вот Виктор как был для меня близким человеком, так и остался. Я испытываю к нему огромную человеческую симпатию. Он постоянен в своих дружбах, привычках. Редкое качество по нынешним временам.

Виктор Новиков остается для нас гением места. Может быть, ему не хватает железной руки. Но главное – доброта и внимание к тем мелочам, из которых вырастает театр, жизнь и сам человек.

Георгий КОРОЛЬЧУК, Эдуард КОЧЕРГИН
Фото предоставлено театром
«Экран и сцена»
№ 6 за 2018 год.