Не стало Вадима Ивановича ЮСОВА.
…Дождь заливает все вокруг. Летний дождь сечет по листве, траве, рассыпается брызгами по волосам. Катятся по берегу яблоки, и их лениво лижут длинномордые лошади. Напоены светом песчаные отмели, бликует морская гладь. Фигурки мальчишек рассыпаны в искрящейся воде. Тревожный момент возник в изображении внезапно – небольшим пятном вторглась в ликование тонов обгоревшая коряга. Экран распахивается, впуская морскую ширь. И опять его заполняет чернота…
Кадры, снятые оператором Вадимом Юсовым для “Иванова детства” Тарковского, можно длить и длить. Белесое небо и дымовые завесы пожарищ, нарушающие его монотонность; безжизненный лес с причудливо торчащими из болота стволами; глубокий сруб колодца и расходящиеся по воде круги; сны Ивана с ускользающими солнечными зайчиками. Сцены войны и оборванного войной детства – для них оператор нашел неожиданные ракурсы, оттенки, линии, пропорции, ритмы. Сотворчество Юсов – Тарковский началось еще с дипломной работы режиссера “Каток и скрипка”. Умножилось “Ивановым детством”, “Андреем Рублевым”, “Солярисом”.
Сотворчество Юсов – Данелия: “Я шагаю по Москве”, “Не горюй!”, “Совсем пропащий”, “Паспорт”. Удивительная непохожесть. У каждого фильма свой собственный стиль, своя атмосфера, пластика, колорит, воздух, движение жизни, свое дыхание. Такой столицу, как в “Я шагаю по Москве” по сценарию Геннадия Шпаликова, мы не видели ни до, ни после. Юсов снимал, “как было написано поэтом-драматургом, как было прочитано художником-режиссером”. Изображение излучало свет, ложилось в мягком свободном рисунке. Камера поднималась над городом, чтобы показать нам улицы, дома, дворы, пробиралась в вагоны метро, сквозь толпу в переходах ГУМа, следовала по пятам под проливным дождем за девчонкой, шлепающей босиком по лужам, и пареньком, который кружил вокруг нее на велосипеде и пытался прикрыть зонтиком. То были 60-е – с их надеждами, ожиданиями, желаниями. И что “бывает все на свете хорошо” – верили.
Сотворчество Юсов – Бондарчук (“Они сражались за Родину”, “Красные колокола”, “Борис Годунов”) оставило работы масштабные, потребовавшие и мастерства, и осмысления исторического материала. “Новые” времена – другое кино (“Черный монах”, “Прорва”, “Копейка” Ивана Дыховичного), но, без сомнения, кино Юсова: с его поисками выразительности, вкусом, умением передать переливы эмоций, изменчивость состояний. Талантом, вдохновением. Такая тонкая работа. Штучная работа.
Одна из последних – “Подстрочник” Олега Дормана. Она, Лилиана Лунгина, наедине с камерой. Рассказывает. О прожитом и пережитом. Взять кредит по паспорту онлайн И течет время ее жизни. Жизни ее поколения. Нашей общей жизни тоже. Взгляд от экрана не оторвать.
Сам Вадим Иванович признался однажды: “Профессия кинооператора, которой я занимаюсь много лет, все еще остается для меня загадкой. И думается, останется”. Лидия Федосеева-Шукшина, снимавшаяся в картине “Они сражались за Родину”, сказала про Юсова: “Не знаю, как это у него получается, но с экрана пахнет полынью”. Это тоже так и останется загадкой…
Редакция “ЭС”
«Экран и сцена» № 16 за 2013 год.