С личным акцентом

2-3-1Тбилисская осень

С 6 по 10 ноября в Тбилиси проходил IV фестиваль российского кино. Большого труда и смелости потребовалось для его проведения в непростых политических обстоятельствах от грузинских продюсеров Константина Лузиньяна-Рижинашвили и Гии Базгадзе, Международного фонда искусств и межкультурного диалога в партнерстве с продюсерским центром “Кинопроцесс” под руководством Вячеслава Шмырова. Обе стороны стремятся познакомить зрителей с новыми фильмами из России. Инициатива грузинских предпринимателей, основателей фестиваля, без поддержки официальных организаций, безусловно, заслуживает внимания. В их приветствии сказано: “Значительно более важным для нас было создание платформы для творческого, профессионального и человеческого общения между участниками фестиваля, грузинскими и российскими кинематографистами. Пространство для подобного диалога было и остается крайне ограниченным, а общение наше обремененным тяжестью событий последних лет”.

Большой зал кинотеатра “Руставели” принимал под громкие овации Андрея и Авдотью Смирновых, представлявших ретроспективы своих фильмов. У Андрея Сергеевича в личной истории есть памятное свидетельство. В 1989 году, 9 апреля, в Тбилиси, на митинге оппозиции погибли люди. Сработал газ “Черемуха” – так поступили силовики… И наш, тогда объединенный нравственно, Союз кинематографистов СССР принял решение: Смирнов, будучи секретарем Союза, позвонил лидеру грузинского кино Эльдару Шенгелая. Коллеги из Тбилиси прилетели в Москву и рассказали СМИ всю правду об этих событиях. Старшее поколение помнит об этом поступке. А в Тбилиси – особенно. Еще и поэтому столь ценно вручение Эльдару Шенгелая и Андрею Смирнову приза имени Софико Чиаурели “За вклад в киноискусство”. Единственной награды тбилисского форума, президент которого Эльдар Рязанов.
Актриса Светлана Светличная и продюсер Евгений Гиндилис участвовали в показе фильма “Девушка и смерть” голландского режиссера Йоса Стеллинга. Отличный пример копродукции (Россия/Нидерланды/Германия). В программу “Киносоюз” также вошли картины “Она” Ларисы Садиловой и “Деточки” Дмитрия Астрахана. Памяти Отара Мегвинетухуцеси посвятили показ первого фильма Астрахана “Изыди”, где он сыграл главную роль, и мы еще раз увидели этого актера, ставшего известным после сериала “Берега” (Дата Туташхия). В 2001 году Мегвинетухуцеси был приглашен в Московский Художественный театр для исполнения роли Креонта в спектакле “Антигона”. Роль эта стала для него первой в русском театре и на русском языке. Дебют оказался ошеломляющим. Работа актера была отмечена театральными премиями “Чайка” и “Кумир”.
Как дороги всем эти имена: Михаил и Софико Чиаурели, Верико Анджапаридзе, Шота и Нодар Манагадзе, Тенгиз Абуладзе, Сергей Параджанов, Эльдар и Георгий Шенгелая, Михаил Кобахидзе, Отар Иоселиани, Лана Гогоберидзе, Резо Эсадзе, Ираклий Квирикадзе, Александр Рехвиашвили. Некоторые из этой плеяды были с нами в зале. А мы аплодировали им в общем порыве благодарности. Как несправедливо, что не видимся уже много лет…
В “Фестивальном мейнстриме” – “Зимний путь”, режиссерский дебют семейной четы Сергея Тарамаева и Любови Львовой, учеников Петра Фоменко. В этой же программе и “Рассказы” Михаила Сегала. Лучшая комедия прошлого года, удостоенная призов международных и отечественных кинофестивалей. Чувство жанра и авторская нота (сценарий написан самим режиссером), парадоксальное решение. Смех в залах не умолкал.
Блок “Молодое кино” представляли актер Клим Шипенко и режиссер Соня Карпухина (она же и сценарист фильма “Все просто”); режиссер, писатель, сценарист Владимир Козлов (“Десятка”); режиссер Дмитрий Тюрин (“Жажда”). В последнем особенно выражена сущность мужской дружбы, взаимоотношений героев, прошедших горячие точки. Еще одна супружеская пара, Наташа Меркулова и Алексей Чупов, привезли эротическую комедию “Интимные места”. Молодые режиссеры открывают новые имена и обращают актеров “в свою веру”, что немало способствует успеху. Среди дебютантов и режиссер Оксана Карас с комедией “Репетиции”, где Никита Ефремов и Александра Виноградова буквально бегут по Москве, держат ритм действия. Он – актер, она – театральный художник. Любят друг друга до самозабвения. Чувства крутит-вертит современная “жизнь в искусстве”. Оба очаровательны. “Но ежедневно “на завтра” откладывают самые важные вопросы”, – объясняет режиссер. А если вглядеться в отличную работу оператора Артема Чернова и художников Анны Федоровой и Дмитрия Разумова, то очевиден стиль театральности. И это правильно и с точки зрения режиссуры, и атмосферы репетиций. Фильм-то о людях театра, что требует особого внимания и тщательности.
“Шапито-шоу”, безусловно, ставшее событием последнего десятилетия, представлял в Тбилиси режиссер Сергей Лобан. Переплетение разнообразных сторон современной жизни, разные истории, в которых участвует множество исполнителей и, в первую очередь, Петр Мамонов, захватило зрителей.
Ираклий Квирикадзе привез на родину свой вариант “Распутина”. Квирикадзе, помимо всего прочего, еще и мастер монтажа. Поэтому его пригласили сделать из доморощенного французского сериала захватывающую историю для киноэкрана. Зал был заполнен до отказа, некоторые даже устроились по-студенчески, на ступенях. А Галина Данелия познакомила зрителей с анимационным фильмом своего мужа, тбилисца и москвича Георгия Николаевича Данелия, “Ку! Кин-дза-дза!” по сценарию Резо Габриадзе (программа “Кино с акцентом”).
В программе анимационных фильмов была грузинская сказка “Подарки черного ворона” режиссера Степана Бирюкова, который своим фильмом объяснился в любви к Грузии. Режиссер-аниматор, художественный руководитель киностудии “Союзмультфильм” Михаил Алдашин встретился с Гелой Канделаки – режиссером, актером, исполнителем главной роли в картине Отара Иоселиани “Жил певчий дрозд”. Алдашин рассказал нам о встречах с вдохновителем и организатором Международного анимационного фестиваля в грузинском селе Земо Никози митрополите Никозском и Цхинвальском Исайе (Чантурия). Этот неутомимый человек создал там же Школу искусств, для которой Алдашин обещал достать рояль. И опять – личное участие.
 Режиссер Левон Григорян в той же программе “Кино с акцентом” показал свою картину “Королева”, в которой снимался Вахтанг Кикабидзе. Кинокритики Алла Гербер и Кора Церетели, предваряя просмотры выступлениями, говорили об общей мудрости и прощении. Кора Церетели уже двадцать лет живет в Москве, вместе с мужем покинула Тбилиси, и они очень редко приезжают в родной город. Причины понятны. У автора этих строк особая грусть. Здесь, в Тбилиси, еще в годы СССР, в маленькой церкви Самеба (Троица) крещена моя дочь. И уже нет с нами ее крестного отца, режиссера Нодара Манагадзе. А крестная мать, вдова Нодара, Манана, показала новый величественный храм Самеба, возвышающийся над городом.
Гуляя по улицам Тбилиси, мы не удивились тому, что доброжелательная молодежь, участливо сопровождавшая гостей города, не знает русского языка. Знает английский. Казалось, еще совсем недавно мы говорили на одном языке. На закрытии фестиваля перед кинотеатром был выставлен пикет – человек восемь-десять с написанными от руки воззваниями: “Руки прочь от Грузии”, даже на английском “Stop Russia”. И самый “содержательный”, без знаков препинания: “СначалО деоккупация кино потом”. Ну, что тут скажешь…
Нас встречала и провожала мягкая осень. Тбилиси похорошел. Но на проспекте Руставели нет прежней оживленности. Словно пауза повисла…

Татьяна МУШТАКОВА
«Экран и сцена» № 22 за 2013 год.