Театр имени Йозефа Бойса, проработав неполных шесть лет, закрывается. Его последней премьерой стал спектакль “Лир репетирует смерть”, показанный 15 ноября в Центре имени Вс.Мейерхольда. Судьба актера Виктора Ротина, более 30 лет готовившегося к роли короля Лира, едва ли не превосходит по трагизму участь шекспировского героя.
Театр имени Йозефа Бойса, проработав неполных шесть лет, закрывается. Его последней премьерой стал спектакль “Лир репетирует смерть”, показанный 15 ноября в Центре имени Вс.Мейерхольда. Судьба актера Виктора Ротина, более 30 лет готовившегося к роли короля Лира, едва ли не превосходит по трагизму участь шекспировского героя.
Немецкий режиссер Георг Жено, художественный руководитель Театра имени Йозефа Бойса, не сразу нашел героя на роль короля Лира нашего времени. Он долго ездил по Домам ветеранов в поисках человека, которому достался схожий жребий, пока не встретился с 82-летним актером Виктором Евсеевичем Ротиным.
Ротин богат, он хорошо заработал на спекулятивном рынке 1990-х, за что отсидел срок. Ротин – актер, работавший во многих театрах: на Дальнем Востоке, в Якутии, в Калининграде. Отец двоих детей, которые, он уверен, по наущению матери всю жизнь только и делают, что пытаются его обокрасть и с которыми он порвал все контакты. Сейчас он живет в Доме ветеранов сцены и тратит свое состояние на благотворительность, помогая тяжелобольным детям и детям-сиротам.
Виктор Евсеевич мечтает сыграть короля Лира. “Я накопил, – говорит он. – Я 32 года готовился к этой роли, и все благодаря моей жене”. Это “благодаря” произносится с сарказмом. Жену свою он ненавидит: в тяжелые времена она украла у него три выданных по талонам коробки яиц, настроила против него детей, воровала у него деньги. Он ее никогда не любил. Не любит он и детей: ни дочь, постыдившуюся приглашать только что вышедшего из тюрьмы отца на свадьбу, ни сына, звонящего ему каждый день с вопросом: “Ты еще живой?”.
Могилу Ротина украшают его портрет в образе короля Лира и грамота за благотворительность. Да, он уже установил себе памятник рядом с могилой своей мамы и регулярно навещает его. Более того, он уже срежиссировал финал своей жизни: когда почувствует, что смерть приближается, он приведет детей на свою могилу и, как в “Короле Лире”, разделит наследство в зависимости от степени выраженной ими любви. А пока он снимает анимационный фильм по шекс-пировской трагедии и готовится к постановке спектакля о любимом герое.
Спектакль “Лир репетирует смерть” – чрезвычайно откровенный рассказ Виктора Ротина о своей жизни, местами даже слишком откровенный. Каково это – признаться со сцены, что ты никого не любишь, что твой сын желает тебе смерти, что дочь ищет деньги в карманах твоих штанов? Понимая, что актеру будет тяжело играть автобиографический моноспектакль (что, кажется, было бы вполне логичной формой), Георг Жено использует форму инсталляции, в которой одним из экспонатов является сам Ротин. Действие разворачивается в Черном зале ЦИМа, очень компактном пространстве. Здесь нет ни привычных подмостков, ни зрительских кресел. Роль сцены выполняют четыре стены, увешанные фотографиями, картинами, грамотами и другими личными вещами артиста. Сидячих мест для публики не предусмотрено, чем как будто подчеркивается, что зритель в этой судьбе лишний. Запись мощного голоса Ротина сопровождает зрителей в течение всего спектакля. Видеоролики, снятые им самим на айпэд, демонстрируют его жизнь в доме престарелых.
Прием разделения актерского существования на четыре составляющие – голос, видеоряд, личные вещи в качестве реквизита и молчаливое пребывание героя на сцене – свидетельствует о синтезе разных видов искусства и разных принципов использования пространства. Автобиографическая форма более присуща литературе; экспозиция фотографий – музею; звучащий актерский голос – радиоспектаклю, а видео – кинематографу. Формы, слитые воедино, создали новый тип инсталляции, одновременно являющейся спектаклем.
Спектакль “Лир репетирует смерть” – красивое прощание Театра имени Йозе-фа Бойса со столицей. Теперь театр раздает наследство – свои спектакли, правда, без шекспировского трагизма. Некоторые из них в будущем удастся посмотреть на партнерских площадках, например, на сцене Театра.doc и в Сахаровском центре.
Екатерина АНОХИНА
«Экран и сцена» № 22 за 2013 год.