В Москве завершился XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов. Возникший в 1969 году, он стал наряду с конкурсом имени Чайковского и Московским кинофестивалем одним из самых прекрасных порождений “оттепели”. К слову, вышеназванные праздники искусства появились очень своевременно и с политической точки зрения. Конкурс имени Чайковского открылся через два (а МКФ через три) года после памятных Венгерских событий 1956 года, сильно подорвавших репутацию СССР на международной арене, как и советские танки, вошедшие в Чехословакию в 1968 году. Реноме страны надо было восстанавливать с помощью культуры, демонстрируя широту взглядов и лояльность. Первым лауреатом первого конкурса имени Чайковского в разгар “холодной войны” стал полюбившийся советским людям юный американец Ван Клиберн, а на дебютном балетном конкурсе, благодаря принципиальности председателя жюри Галины Улановой, первую премию получили представители Парижской Оперы Франческа Зюмбо и Патрис Барт, разделив ее, впрочем, с Ниной Сорокиной и Юрием Владимировым.
На XIII конкурсе мировую хореографию представляли 27 стран. Правда, несмотря на впечатляющий призовой фонд (два гран-при по сто тысяч долларов, общая сумма наград – 742 тысячи), среди них не было артистов главных балетных стран – Франции, Англии, Дании. Да и российские театры были явлены в конкурсе довольно скромно. Большой театр одиноко представляла артистка балета Диана Косырева, Мариинский – артист балета Раманбек Бейшеналиев и вторые солисты труппы Екатерина Чебыкина и Эрнест Латыпов, выступавшие соответственно под эгидой Украины и Киргизии (очевидно, согласно гражданству). Зато Япония, Китай, Южная Корея год от года занимают все более уверенные позиции в балетном мире. Сегодня, наверное, нет ни одной крупной танцевальной труппы, где не имелось бы представителей этих стран. В программе нынешнего московского конкурса были также щедро представлены бывшие республики советского союза Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Латвия, Украина; а также – Латинская Америка.
Несмотря на живописную географию, никаких откровений и открытий, увы, здесь не случилось. И гран-при, который за все годы существования конкурса вручали только четыре раза – Надежде Павловой, Иреку Мухамедову, Андрею Баталову и Денису Матвиенко – никто не получил.
Возглавляемое Юрием Григоровичем жюри, куда наряду с руководителями Московской академии хореографии и Академии Вагановой Мариной Леоновой и Николаем Цискаридзе, прима-балериной Большого театра Светланой Захаровой и руководителем балета Мариинки Юрием Фатеевым вошли представители Беларуси, Украины и еще семи стран, в своих решениях проявило суперстрогость и сдержанность. Присудив в разделе “женщины соло” (старшая группа) первую премию перфекционистке Эвелине Годуновой (Латвия), вторую ступень пьедестала судейская коллегия оставила незанятой, подчеркнув дистанцию между победительницей и Лилией Зайнигабдиновой из Башкортостана, удостоившейся третьей премии. Нечто похожее произошло и в разделе “женщины дуэты”, где первая премия осталась неврученной. Самая яркая пара конкурса – артисты Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, японские танцовщики Мидори Терада и Окава Коя, окончившие Московскую академию хореографии, получили соответственно “бронзу” и “золото”. Несмотря на видимое превосходство партнера, дуэт отличала восхитительная слаженность и тонкое взаимопонимание. Эта легкая и изящная пара на первом же туре привлекла внимание изысканным исполнением па де де из бурнонвилевского “Праздника цветов в Дженцано”, требующего особой тщательности. А их необычайно артистичное выступление на втором туре в па де де из балета “Талисман” сразу же вывело их в число основных претендентов на лауреатство. Таких стремительных, порывистых, нарушающих законы гравитации Богов ветра, как Окава Коя, случается видеть нечасто, хотя вариацию Вайю на конкурсах и концертах исполняют “через одного”. Да и грациозная воздушная Мидори Терада стала ему вполне достойной партнершей. Однако жюри, судившее по гамбургскому счету, присудило исполнительнице только третье место, которое она разделила с Ао Динвэн (Китай). Второе место заняла коллега Мидори по театру имени Джалиля – Мораес Гомес Аманда (Бразилия). А выступавший с ней в паре, но не участвовавший в конкурсе Михаил Тимаев удостоился диплома за партнерство.
Показательно, что большинству танцовщиков старшей группы недоставало именно артистизма. Его нехватка – беда и в то же время неизбежный спутник конкурсов. Вариация или дуэт, вынутые из контекста балета, зачастую становятся концертными номерами, где главное – произвести впечатление чистотой танца или эффектными трюками, что охотно делают многие конкурсанты, в первую очередь мужчины, забывая о мало-мальски эмоциональном настрое. В результате – вариации Голубой птицы (“Спящая красавица”), Филиппа (“Пламя Парижа”) или Раба (“Корсар”) артисты танцуют с равным победительным напором и энтузиазмом, делая ставку на заковыристый прыжок.
Так что интеллигентное академичное исполнение всегда выгодно выделяет исполнителя. Эрнест Латыпов из Мариинки, выступавший в паре с первой солисткой Мариинского театра (обладательницей золотой медали X московского конкурса) Анастасией Матвиенко, вполне соответствовал своей звездной партнерше. Сам Эрнест в балетных состязаниях тоже не новичок. Четыре года назад в рамках московского агона он удостоился бронзы, а в этом году был увенчан серебром. Латыпов – галантный кавалер, настоящий балетный принц, обладающей отличной техникой, хорошо выученный танцовщик, за что его педагог Геннадий Селюцкий был удостоен приза журнала “Балет” “за подготовку конкурсанта”. Жаль, что правильному танцу Эрнеста чуть-чуть не хватает экспрессии.
У мужчин в сольном танце золото получил Бахтияр Адамжан (Казахстан), у него отличный высокий прыжок и апломб, но и только. Собственно говоря, такое же впечатление оставил танец лауреатов второй и третьей премий – китайского танцовщика по имени Ма Мяоюань и Марата Садыкова из Кыргызстана.
Участники же младшей группы (в возрасте до 19 лет) порадовали гораздо больше, чем их старшие товарищи. Танец юниоров в своем большинстве отличался непосредственностью, свежестью и артистизмом. В молодых меньше желания удивить. Они стараются быть точными и академичными и в то же время отдаются танцу с непосредственностью и увлеченностью. Здесь триумфатором стала МГАХ: из восьми лауреатов четверо – студенты московской академии. Первую премию в разделе дуэты получила замечательная юная пара Елизавета Кокорева – Денис Захаров, исполнившие па де де Принцессы Флорины и Голубой птицы из “Спящей красавицы” и па де де Лизы и Колена из “Тщетной предосторожности” столь уверенно и с таким изяществом, что им могут позавидовать взрослые солисты. Вторую и первую премию среди мужских соло получили их товарищи по академии – обладатели хорошей техники Игорь Пугачев и Марк Чино, обнаруживший себя еще и как заправский актер в ироничном современном номере “Парик” в постановке Александра Рюнтю. Среди девушек-солисток лидировала гибкая, длинноногая, хрупкая, но, несмотря на свою юность (ей только-только исполнилось 15 лет), уверенная американка Элизабет Бейер. Серебро разделили две однофамилицы Ли Сыи (Китай) и артистичная Ли Субин (Южная Корея).
Если говорить об артистизме, им окрашен и танец студентки хореографического училища при МГАТТ “Гжель”, легкой женственной Екатерины Клявиной, получившей бронзу в дуэтном разделе. Юная исполнительница так хорошо обучена и у нее столь тонкое чувство стиля, что хочется назвать ее педагога – Богдану Михайловну Лапину, также как и наставника четырнадцатилетнего Ивана Сорокина из Гимназии искусств при Главе Республики Коми Веронику Геннадьевну Ковыляеву. Самый юный участник конкурса, обладающий уникальными данными и недетским мастерством, до финала не дошел. Говорят, что у него не было готового репертуара для третьего тура, так как никто не предполагал, что он выйдет в финал. И участие в конкурсе для него было только пробой. Что касается проб, они, наверняка стали хорошей школой для многих участников и показали: под-растает яркое поколение танцовщиков.
Конкурс же хореографов особых надежд не вселил. За отсутствием свежих идей и оригинальных решений жюри аккуратно распределило поощрения. Дипломы получили российские хореографы Александр Рюнтю, Кирилл Радев и Александр Могилев, чей плавный текучий чувственный номер “Поцелуй” в исполнении казанцев Аманды Мораес Гомес и Михаила Тимаева был показан на закрытии и несколько озадачил музыкальным сопровождением – “Заповедями Блаженств” Владимира Мартынова, текст которых имеет малое отношение к происходящему на сцене. Серебро тоже поделили представители России – опытный Андрей Меркурьев и его более юная коллега Нина Мадан. Ее номер “Чайка Джонатан” был показан на закрытии, также как и работы “золотых” хореографов. “Архипелаг“ чилийца Эдуардо Зуниги и “Через невзгоды” Вэна Сяочао, чьи номера при всей своей живописности не открыли ничего нового. Вопреки внешней непохожести женского трио из “Архипелага” и дуэта из “Через невзгоды”, обе постановки перекликаются неким однообразием пластики, построенной на сочетании акробатики и зыбких растворяющихся во мраке сцены движений. По загадочным соображением современные хореографы предпочитают темноту свету.
В заключительном, на диво коротком, концерте лауреатов были представлены только обладатели первых и вторых премий. Своей лаконичностью завершающий гала, скорее всего, обязан присутствием высокопоставленных гостей – Владимира Путина и Президента Бразилии Мишела Тамера. Таким образом, статус конкурса как события международного масштаба был подтвержден.
Алла МИХАЛЕВА
Мидори Терада и Окава Коя. “Талисман”
Елизавета Кокорева и Денис Захаров. “Тщетная предосторожность”
Фото С.АНДРЕЕЩЕВА