Настоящая елка

Фото В.ВолковаЕще недавно жители Юго-Запада Москвы знали: за уютными, с любовью сделанными новогодними развлечениями для детей надо ехать в центр. Потому что на весь Юго-Запад были только огромные холодные залы возле Олимпийской деревни с грохочущими «елками», наводящими оторопь.

Все изменилось год назад, когда в новенькую и тогда еще не обжитую Филармонию-2 пригласили в качестве руководителя театральных проектов Ольгу Никифорову, придумавшую фестиваль новогодних спектаклей с немудреным, но попадающим в цель названием «Елка».

За первой реакцией – «зачем Москве, перенасыщенной развлекательными событиями, еще один фестиваль, особенно в новогоднюю пору?» – последовала другая, от тех, кто был со своими чадами на представлениях «Елки». «Там хорошие спектакли, там удивительные детские подарки – не сладости, а оригами из нотной бумаги, дирижерская палочка-карандаш, и книжка про то, как устроен театр!», «После спектакля там показывают уличное действо», – передавалось из уст в уста. Арт-директору и артистам-участникам удалось создать главное – ощущение, что здесь каждому рады. И всем – детям, родителям, бабушкам и дедушкам – тепло и уютно, несмотря на то, что зал огромный и кругом заснеженные поля Мичуринского проспекта.

Первый фестиваль «Елка» (о нем «ЭС» писала в № 1, 2016) ввел Филармонию-2 в контекст культурной жизни Москвы, утвердил Рахманиновский зал Филармонии-2 на карте театров и залов города. Классический пример того, как отличная идея, воплощенная командой профессионалов умело, с воодушевлением и любовью, смогла за минимальное время создать репутацию новой, не слишком удобно расположенной, концертной площадке.

Второго фестиваля «Елка» уже ждали.

Знали, что в афише будут редкие – новые и хорошие детские новогодние постановки. Так и оказалось. «Антикварный цирк» (художественный руководитель Елена Польди) специально для фестиваля придумал очередное шоу, где соединил цирковое представление и музыку в исполнении Симфонического оркестра Московской филармонии, положив в основу сюжет про приключения ежика и медвежонка. Получилось медитативное, невероятно красивое именно на театральный лад, зрелище с отсылками к Славе Полунину и Цирку дю Солей (хорошо бы, кстати, сохранить его в репертуаре Рахманиновского зала!). «Театр вкуса» представил свою «Рождественскую пекарню», зрители, открыв рты, слушали истории про семейные традиции и пекли булочки. Театр «Трикстер» показал теневую «Сказку, которая не была написана» (этот спектакль нельзя назвать новым, но юные жители Юго-Запада вряд ли могли видеть премьеру в театре «Практика») на огромном экране, и дети снова решали, как будут звать Принцессу, и ее снова звали Груша. А Театр Наталии Сац под занавес фестиваля сыграл оперу Михаила Красева «Морозко».Фото В.Волкова

А еще перед каждым спектаклем на Большой сцене «Антикварный цирк», несмотря на морозы, проводил уличную программу – и дети (как и взрослые) писали свои желания на ленточках из старого чемодана и привязывали их на Дерево Желаний, катались на самодельных санках на колесах и ходили на огромной лыжине втроем. Перед представлениями в Театральном малом зале «Театр вкуса» под аккордеон и губную гармошку показывал небольшое действо о Рождестве, и играли в нем зрители. В фойе стояла огромная елка, возле нее все фотографировались, просто потому что она была очень красивой, а между огромных панорамных стекол расположилась выставка детских поделок к Новому году, и было так интересно рассматривать сказочные домики и слонов. Уже в гардеробе детям давали наклейки, их можно было приклеить хоть к свитеру, хоть к сумке, а после спектаклей Дед Мороз загадывал загадки и раздавал всем петушков на палочке. А когда на спектакле «Я озвучиваю мультик» в фойе Театрального зала стало прохладно (при минус 30 на улице), каждому выдали плед, не дожидаясь просьб. Было очевидно: организаторы фестиваля очень ждали свою публику, подумали обо всем заранее и хотели доставить радость каждому. И у них это получилось. От названий в афише до полиграфии, от пледов до леденцов – все говорило о том, что фестиваль этот – не для галочки, а для людей.

«По сути, это фестиваль искусств для детей, в котором есть все: опера, балет, драматические и кукольные спектакли, цирк, симфонический оркестр, мультфильмы, вертеп, уличное действие, мастер-классы, выставка детской художественной школы», – говорит Ольга Никифорова об афише «Елки». Это единственный новогодний фестиваль, придуманный как своего рода путешествие по театральным жанрам, и, совершив его, трудно не полюбить театр на всю жизнь.

Катерина АНТОНОВА

Фото В.Волкова

«Экран и сцена»

январь 2017 года.