Название выставки Марины Соколовой “Полет Жар-птицы” в Театральной галерее на Малой Ордынке – филиале ГЦТМ имени А.А.Бахрушина может показаться чересчур пафосным, но только до того момента, как ты переступаешь порог и оказываешься в залах экспозиции. Разноцветье работ, удивительные сочетания красок завораживают и создают приподнятое, праздничное настроение.
На открытии выставки были показаны кадры, снятые в 2009 году, – выступление Валерия Левенталя в Музее музыкальной культуры имени М.И.Глинки, его рассказ о Марине: “Всё, к чему она прикасалась, становилось драгоценностью. А работала она – как птица поет”.
Экспозиция подтверждает слова Левенталя. Поражает масштаб сделанного художником. Однако обилие эскизов к спектаклям и анимационным фильмам, рукотворных ковров, графики не кажется утомительным. Хочется внимательно разглядывать каждое полотно, панно или картон, любоваться деталями. Надо отдать должное художникам-дизайнерам Валерию Фирсову и Екатерине Левенталь, придумавшим лаконичное решение: череда ширм позволяет экспонатам не тесниться, высветить главные темы творчества, где работа была “образом жизни”.
Марина Соколова никогда не делала подготовительных рисунков, сразу рисовала начисто. Как вспоминали очевидцы, у нее всегда между пальцами было зажато 5-6 кисточек, как будто она точно знала, какую кисточку взять и в какую краску окунуть. Марина владела безупречным чувством композиции.
Для многих ее работ характерна русская стилистика. Она увлеклась народными промыслами еще в начале 60-х годов, ездила в Хохлому и Городец. “Марина схватила главное – в любой росписи, в любой народной одежде заложено индивидуальное понимание красоты, ритма, пластики и смысла каждой вещи, которой коснулась рука художника. Вероятно, это и давало ей возможность так по-своему существовать в театре драматическом, музыкальном, кукольном, в мультипликации (напомним, что Соколова закончила факультет изобразительного оформления фильма ВГИКа по специальности “художник-мультипликатор”), чувствовать себя свободно в самых разных, неожиданных видах и прикладных жанрах искусства”, – пишет в буклете Наталья Ясулович (она и Анаит Оганесян – кураторы выставки).
В экспозицию включены эскизы к “Коньку-Горбунку” в Малом театре, к “Сказке о царе Салтане” ГАЦТК имени С.В.Образцова и ковры-панно – “Жар-птица”, “Черный петух”. Ее крылатые существа с женскими лицами в венках и кокошниках – прямые родственники райских птиц. Невольно в памяти всплывают Алконост, Сирин, Гамаюн – персонажи славянских легенд. В своей работе над мультфильмами “Левша”, “Сеча при Керженце”, “Времена года” Марина Соколова также использовала фольклорные мотивы.
Кураторы разместили эскизы к сказкам в нижнем зале Галереи. Театр кукол и анимация – созвучные друг другу жанры. Советуем всем, кто соберется посетить выставку, взять с собой детей. Экспозиция “Полет Жар-птицы” идеально подходит для семейного просмотра.
На втором этаже разместились пейзажи, натюрморты, портреты. Они необыкновенно поэтичны и показывают удивительную разносторонность художницы. А рядом эскизы костюмов к спектаклям Большого театра, Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, берлинской “Комише опер” (Соколова часто создавала эскизы к спектаклям, которые оформлял Валерий Левенталь). В экспозиции можно видеть костюмы к “Манон” Массне, “Летучей мыши” Штрауса и к одной из последних работ Марины Соколовой – “Ундине” Жироду в МХАТ имени А.П.Чехова (1990).
Балет, опера, оперетта, драма – во всех жанрах Соколова ощущала себя свободно, тонко чувствовала специфику, стиль постановки. С ней любили работать Борис Покровский и Лев Михайлов, Олег Виноградов и Дмитрий Брянцев.
На вернисаже о Марине Соколовой восторженно говорили Борис Мессерер, Сергей Алимов, Юлий Файт, Игорь Ясулович.
К выставке был подготовлен каталог, где помимо репродукций, объемного справочного аппарата есть снимки из семейного альбома, воскрешающие облик удивительной, большеглазой женщины, художника par excellence.
Хотелось бы процитировать фрагменты эссе дочери Марины Соколовой Екатерины Левенталь, принявшей деятельное участие в выставке. Многие эскизы и панно, представленные в залах галереи, из семейного архива.
“Мама не останавливалась никогда, она могла работать 25 часов в сутки. Каждый сантиметр ее мастерской был заполнен красками, лоскутками, бумагой, картоном, нитками и другими атрибутами художнического ремесла. Это была настоящая художественная кухня, где одновременно во множестве готовились артистические чудеса. Все, происходившее за пределами художественного пространства, будь то бесконечный поток посетителей нашего дома, вопросы быта, хозяйства, даже развлечения, интересовало маму весьма умеренно. <…> Работа делилась на две категории: просто работа и работа после работы. К своей деятельности театрального художника мама относилась со всей серьезностью и самоотверженностью. <…> Но была и другая работа, после работы, делавшаяся исключительно ради удовольствия, получаемого от процесса. Это был своего рода десерт в ее художественном обеде. К работе этого рода относятся представленные здесь ковры. В кропотливом труде их создания мама находила множество радостей. <…> Из любой страны привозились в ее студию куски тканей разного размера, цвета и калибра. Все это с упоением сортировалось и разбиралось по ей одной ведомой системе, складывалось в корзины, сундуки и коробки и дожидалось своего часа, чтобы со временем превратиться в кота, перо жар-птицы или купол церкви в том бесконечном ковре, который она писала, шила, клеила и рисовала всю жизнь”.
Выставка “Полет Жар-птицы” продлится до 20 ноября.
Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
- “Катя с черешней”
- “Поезд” (мультфильм “Левша”)