Снежный крокодил

• Сцена из спектакля “Что случилось с крокодилом”. Фото предоставлено Кемеровским театром для детей и молодежи
В конце апреля подвели итоги “Арлекина” – главной премии театрального искусства для детей. Лучшим спектаклем признана “Снежная королева” Романа Феодори из Красноярского ТЮЗа, победившая сразу в нескольких номинациях. Оценили по достоинству и спектакли “Что случилось с крокодилом” Ирины Латынниковой из Кемеровского театра для детей и молодежи и “Майскую ночь” Каролины Жерните из Московского театра кукол. Несмотря на то, что последняя постановка не входила в конкурсную программу, она собрала все мыслимые и немыслимые специальные призы. Такие в этом году фавориты.
Поразительно совпадает на “Арлекине” выбор экспертов и детей: формальные изыски, непонятные целевой аудитории, тут не особо ценятся. Детским режиссерам аккуратнее, чем другим, приходится балансировать между вкусами публики и собственными идеями. Получается не у всех. Слишком оригинальные конкурс-ные спектакли “ЧуднОе представ-ление, или Что-то будет!” Полины Стружковой и “Федорино горе” Дмитрия Ерохина, которые взрослому зрителю были по меньшей мере любопытны, не победили ни в одной серьезной номинации. В спектакле Стружковой по мотивам “Золушки” Евгения Шварца строгое жюри рассмотрело не очаровательную в своей наивности стилизацию под цирковое выступление, а две лысины у принца и натужную веселость короля, в работе Ерохина – не воссоздание эстетики 1920-х годов и историю одинокой старухи, побежденной энтропией, а чуждое ребенку зрелище. Но и постмодернистский, не в лучшем смысле этого слова, “Элион. Version 2.0” Игоря Игнатьева Санкт-Петербургского кукольного театра сказки, слишком уж адаптированный к восприятию подростков, увлекающихся компьютерным фэнтези, вроде “Аллодов”, не получил добрых откликов. Несмотря на масштаб действа (3 часа, включая интерактивные игры в двух антрактах) и искреннее желание понравиться зрителю, потерянному для театра навсегда, спектакль вполне оправ-данно получил приз только за работу художника по костюмам.
В отличие от него, “Снежная королева” Романа Феодори (приглянувшаяся и экспертам “Золотой Маски”, в рамках которой была показана в Москве сразу для двух премий) гармонично сочетает коммерческую привлекательность развлекательного шоу с поэтичной проповедью Андерсена. Что забавно, спор между формой и содержанием идет и внутри сказки, где, как известно, подмороженный Кай – воплощение мертвой гармонии разума, а Герда – живой христианской любви. До антракта складывается полное впечатление, что режиссер в этом конфликте целиком на стороне Снежной королевы. Его геометрически расчерченные мизансцены подобны симметричным снежинкам, повторяющиеся пластические этюды актеров, максимально сокращенный текст, желание восхитить – во всем чувствуется азарт молодого выдумщика Феодори, а не дух датского сказочника. Но во втором акте робкие нотки сентиментальности постепенно разрастаются до торжест-венного псалма, его поет хором с Гердой уже целый зал детишек: “Розы цветут… Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа”. Тут-то, понятное дело, тает самое бесчувственное сердце.
Что заставляет малышей подпевать Герде, кроме ее отчаянной просьбы: “Ну же, все вместе”?
Хитрые ловушки, расставленные от начала и до конца, дающие на собственной шкуре почувствовать каждый виток драматичной истории. Ребенку, сидящему в партере, в глаза летят “осколки” колдовского зеркала, показывающего мир с худшей стороны, его вместе с Гердой накрывает полиэтиленовой волной реки, пугают сновидения королевского замка и жуткие тролли. В финале у зрителя, обычно скучающего на поучительных спектаклях в огромных залах тюзов, само собой созревает желание спасти Кая от шелков и стразов Снежной королевы. И в этом, мне кажется, главная удача творческого союза режиссера Романа Феодори и художника Даниила Ахмедова.
“Что случилось с крокодилом” демонстрирует ту же способность говорить с ребенком на его языке, только целевая аудитория у спектакля другая, от года и старше. Дети ошеломлены: почему вместо того, чтобы заниматься своими скучными разговорами, дяди и тети играют в песочек и бумажки? Сюжет сначала и вовсе не прослеживается. На столе пустыня – можно провести руками по мелким камушкам, приятно пошуршать, соорудить барханы. Еще немного – и в пустыне вырастают бумажные пальмы, проходит караван оригами-верблюдов, пасутся пятнистые жирафы и рычит разъяренный лев-ладошка. Все это молодые актеры разыгрывают с явным наслаждением. На их лицах неподдельный восторг и озорство: вот, оказывается, какими увлекательными могут быть игры в самой обычной песочнице при наличии пачки цветной бумаги!
Очень скоро из череды смешных этюдов начнет вылупляться история папы-крокодила (Сергей Синицын) и его новорожденного… птенца (Светлана Лопина). Взрос-лым сказка, скорее всего, известна по старому-доброму мультфильму Александра Горленко, дети же, выпучив глаза, следят за невероятным сюжетом. История об усыновлении нерадивого цыпленка трогает сердца и тех, и других, тема отцов и детей до боли знакомая. Актеры рассказывают сказку, вооружившись бумажными фигурками, помогая себе мимикой и пластикой. Редкие реплики (“Папа, ням-ням!” – “Да папа сам уже ням-ням!”) становятся приятным бонусом к естественному актерскому обаянию, без которого этот спектакль представить невозможно. Из одной скомканной бумажки театр, пожалуй, не сложишь, но если добавить к ней еще команду талант-ливых артистов… Вуаля!
Что касается спектакля “Майская ночь” Каролине Жерните, то это постановка, первая в оксюморонном жанре “зрелища для незрячих”. Лично на меня сильного театрального впечатления она не произвела, возможно, потому, что лежавшая рядом повязка на глаза осталась нетронутой. На сцене происходило ровно то, что описано во всех рецензиях. Восьмерых счастливчиков-зрителей с завязанными глазами посадили на попарно скрепленные деревянные стулья на колесиках и буквально провезли сквозь текст Гоголя, словно сквозь комнату страха. Остальным же предлагалось слушать спектакль, сидя на своих местах. Ничего не видя, люди на сцене внимали звукам украинской ночи, детально описанным в повести и воссозданным артистами Московского театра кукол, вдыхали не только запахи малоросской картошечки, огурчиков, лучка, но и сложную парфюмерную композицию “заброшенный ночной пруд”, ощущали прикосновения персонажей, месили тесто и ели пирожки. Одетые во все черное актеры играли в полную силу, не делая скидок на обстоятельства, но при этом постоянно носились вокруг своих подопечных, заботясь, чтобы каждый успел пережить привязанный к данному моменту аттракцион.
При всем благородстве идеи и всяческом одобрении инициативы режиссера будет честным отметить, что первый спектакль для незрячих в России работает только на идею собственного новаторского жанра. Возможно, со временем (Жерните сейчас ведет аналогичные поиски в Набережных Челнах и Иркутске) подобные спектакли станут еще глубже и трогательнее. Ведь маленькому зрителю интересны не только собственные физиологические особенности, но и множество других, не менее насущных, тем.
“Снежная королева” и “Что случилось с крокодилом” отличаются друг от друга примерно так же, как Лапландия и Африка. Первый спектакль – для большой сцены, второй – для камерной, первый – сказка датского классика Андерсена, второй – нашей современницы, российской писательницы Марины Москвиной. “Майская ночь” Каролины Жерните – спектакль, вообще ни на что не похожий, победитель в номинации “эксперимент”. Но есть во всех трех работах нечто объединяющее: каждая из них вступает со зрителем в настоящую театральную игру и учит доброте.
Такие воспоминания останутся от “Арлекина”-2014. Ну а в следующем году организаторы продолжат развивать тему “Театра равных возможностей” и работать с молодыми режиссерами в рамках лаборатории. Дирекция фестиваля хочет создать специальную программу камерных спектаклей для малышей, познакомить зрителя с театром Дании – рекордсмена по количеству и качеству детских постановок, – и привезти новую работу Романа Феодори. На закрытии фестиваля он по секрету поделился мечтой превратить только что полученную премию в спектакль по “Алисе в Стране Чудес” Льюиса Кэрролла. Что выйдет из всех этих грандиозных планов, увидим через год.

Александра СОЛДАТОВА
«Экран и сцена» № 10 за 2014 год.