«Ваше благородие, госпожа удача»

Ирина Купченко в фильме “Училка”В приграничном Выборге прошел ХХIII фестиваль российского кино “Окно в Европу”.

Бакурадзе снял фильм-вызов! Начать заметки о ХХIII “Окне в Европу” хочется именно так, фразой, вырванной из середины, из контекста, начать утверждением, с которым кто-то будет волен соглашаться или не соглашаться. Но так не положено. В конце концов, еще Аристотель в своей “Поэтике” наставлял, что сперва должна быть экспозиция, потом – завязка, развитие действия и уж потом – кульминация; в нашем случае кульминация – “Бакурадзе снял фильм-вызов!”. Но не терпится. И все же по порядку.

По стечению обстоятельств, две документальные картины, отмеченные “Окном в Европу” наградами – “Последний рыцарь империи” Сергея Дебижева и «Мальчики и девочки “Доктора Живаго”» Олеси Фокиной, – я видел раньше, и чем они приглянулись выборгскому жюри неигрового кино, понятно. Рассказ о философе, атлете и сидельце ГУЛАГа Иване Солоневиче, стоявшем в 30-е годы у истоков хорошо всем известной теперь борьбы самбо, уже сам по себе под стать захватывающему боевику с головокружительными сюжетными поворотами, побегами и приключениями. А еще он про человека, с которым ничего не смогла поделать самая изощренная и иезуитская система на свете.

В «Мальчиках и девочках “Доктора Живаго”» группа подростков “подсела” на творчество Бориса Пастернака, фан-клуб такой получился. Позже к этим ребятам обязательно хотелось бы еще вернуться.

Наконец, присутствие в неигровом конкурсе фильма Андрея Осипова “Вождем буду я”, посвященном поэту Валерию Брюсову, в чьей судьбе Серебряный век перемешался с последовавшей затем революционной действительностью, придал этому конкурсу особую элегантность, чтобы не сказать изысканность.

Тем не менее, насыщенная, с двумя игровыми марафонами (“Осенние премьеры” и “Выборгский счет”) программа “Окна…” не способствовала надежде посмотреть что-то еще. А была, между прочим, еще и анимация, где среди награжденных привычно оказался и Алексей Демин с картиной “Андрей Хижина и его горе”; режиссер, которого уже смело можно отнести к корифеям, с чем он, разумеется, ни за что не согласится. Обратите внимание на формулировку, с которой Демину был вручен Специальный приз жюри под председательством режиссера-художника Дмитрия Геллера: “За конструктивистскую нежность и светлый взгляд на горести эпохи”. Вообще, в анимации судьи всем показали пример того, как надо хвалить творцов.

Как бы там ни было, есть смысл отметить, чем же запомнится нынешняя игровая программа “Окна в Европу”. Конечно, это будут несколько историй, несколько замечательных актерских проявлений, одно событие (с него так тянуло начать) и одна, на мой взгляд, катастрофа. Имеется в виду не жанр, а конкретный фильм – “Клинч”. Был он дебютным, первым, значит, и, хочется верить, не показался шедевром и сделавшему его Сергею Пускепалису. Сейчас Пускепалис снимает второй фильм и наверняка учтет уроки своего начального кинорежиссерского опыта.

Нынешнее “Окно…” вообще оказалось богатым на дебюты. Специальный приз жюри за лучший из них достался ученику Игоря Масленникова Рустаму Ильясову за фантастическую картину “Вакантна должность шеф-повара”. Герой, сыгранный Петром Федоровым, опрометчиво заключив договор с неким агентством, решил двойку-тройку отпускных дней пожить чужой жизнью. А стал ее заложником.

Обратила на себя внимание авантюрная и пародийная “Реверберация” Константина Сухарькова, несколько перегруженная символами, но расшитая явно булгаковскими узорами.

Уже практически в первый фестивальный рабочий день встык, одна за другой, зрители увидели две картины, которым, на мой взгляд, было суждено стать фаворитами в конкурсной гонке “Осенних премьер”. Сначала “Норвег“ Алены Званцовой по собственному сценарию, потом “Побег из Москвабада” Дарьи Полторацкой по сценарию Юсупа Разыкова. Вдогонку отметим, что сценарий Разыкова отмечен Специальным призом жюри, а сценарий Званцовой – призом Медиаконгресса “Содружество журналистов”.

Кроме того, “Побег из Москвабада” получил диплом Гильдии киноведов и кинокритиков, а “Норвег“ – второе место в “Выборгском счете”, хотя никуда не деться от ощущения, что эта картина с привычно подтвердившим свой звездный статус Евгением Мироновым оказалась явно недооцененной в Выборге. И не только потому, что современным парафразом знаменитого “Белого солнца пустыни”, что трогательно зафиксировал финальный титр: “Товарищу Федору Сухову посвящается”.

Марко Николич в фильме “Брат Дэян”

Из четырех призов, имевшихся в распоряжении возглавляемого Светланой Проскуриной жюри “Осенних премьер”, два были отданы артистам. Один, “за виртуозное владение жанром” – Розе Хайруллиной за крохотную роль в “Норвеге”, где актриса, обойдясь полосатой пижамой и собственной короткой, седой, по-панковски вздыбленной на этот раз стрижкой, сыграла маменьку (иначе не скажешь) героини; для нее, что бы ни происходило за окном, на дворе всегда прекрасные 60-е. А остальное: “то всё ошибки, всё накладки”, как написал однажды поэт.

Свой Главный приз жюри “Осенних премьер” присудило опять же актрисе – Ирине Купченко за исполнение главной роли в фильме Алексея А. Петрухина “Училка”. “За безупречное мастерство, за достоинство и честность” – именно с такой формулировкой была вручена эта награда. И здесь ни прибавить, ни убавить – поскольку речь о высочайшем актерском пилотаже и, кстати, мужестве тоже. Опять же актерском. Поскольку псевдосоциальная “Училка”, собравшая наибольшее число голосов и в “Выборгском счете”, говоря проще, зрительском опросе, фильмом выдающимся не показалась. К тому же на 135 минут экранного времени надо иметь право, как, впрочем, и на любые другие минуты.

Мы становимся свидетелями какой-то фантасмагории с захватом заложников, случайным выстрелом, с чтением хором гумилевского “Жирафа”, с – на грани истерики – монологом о поруганном девическом чувстве, на которое юная барышня в присутствии одноклассников может решиться только в глубоко горячечном состоянии. А все потому, что в замкнутом пространстве школьного класса, под дулом странным образом переходящего из рук в руки пистолета, ребята-старшеклассники не проживали то, что испытывают заложники – и не дай бог им с этим реально столкнуться, – а понарошку играли в заложников под дулом пистолета, как играют в любую другую игру.

И только “училка” Ирины Купченко по-настоящему находилась в предлагаемых обстоятельствах, демонстрируя высочайший профессиональный класс вкупе с удивительным человеческим проявлением. Так что, строго говоря, Ирина Петровна не столько украсила фильм своим присутствием, сколько показала, каким он мог бы получиться, если бы да кабы…

Заодно сейчас хочется вернуться к реальным, не вымышленным сверстникам “детей” из “Училки”, с теми детьми мы познакомились пораньше в фильме Олеси Фокиной «Мальчики и девочки “Доктора Живаго”». Не скрою, “пастернаковцы” показались поинтереснее. Но не в том дело: как и взрослые, ребята бывают разные. Так в чем проблема? А в том проблема, что играть в заложники под дулом пистолета оказывается покруче, чем “подсесть” на Пастернака.

О фильме Бакура Бакурадзе “Брат Дэян” (Россия/Сербия), удостоенном Главного приза жюри конкурса “Копродукция”, хотелось бы написать много. Его главный герой – генерал Балканской войны 90-х, которого уже одиннадцать лет скрывают в разных местах и, словно вещь, передают из рук в руки, поскольку генерала разыскивают для передачи международному трибуналу.

“Брат Дэян” действительно представляется истинным событием, потому что главное в нем – кино, потому что история излагается языком кино, потому что это настоящий вызов поклонникам экстрима.

В малословной, вызывающе медленной картине, от которой, спустя совсем немного времени уже не оторваться, начисто отсутствуют суета, торопливость и опасения, что кому-то не достанет терпения смотреть. И вдруг ощущаешь, что в этот момент твои собственные ритмы начинают совпадать с ритмами человека на экране, что у тебя так же нет выхода, как нет его и у героя фильма.

– Можно сказать, что вы снимали кино о “Наполеоне на Святой Елене”? – спросил у Бакурадзе, перехватив его буквально на секунду.

– Можно сказать и так.

– Оно об обреченности?

– Возможно.

– Кого или чего?

– Идеи, которая обернулась катастрофой.

– Почему герой постоянно молчит?

– Ему уже ничего неинтересно…

И еще об одной награде “Окна в Европу”…

Приз имени Саввы Кулиша Варвара Алексеевна Арбузова-Кулиш вручила актрисе Марии Коровиной из города Сыктывкара, покорившей фестиваль своим дебютом в картине Александра Прошкина “Охрана”, где сыграла Клавдию Глотову – с прической, пылающей рыжей “химией”. Но – не торопиться, только не торопиться, тут нас ждет отдельная встреча.

Николай ХРУСТАЛЕВ
«Экран и сцена»
№ 16 за 2015 год.