Дружба, сотрудничество и сумочки

Кадр из фильма  “Агенты А.Н.К.Л.”“Агенты А.Н.К.Л.” Режиссер Гай Ричи.

После искрометных историй о тесном общении Шерлока Холмса и доктора Ватсона Гай Ричи сделал паузу в четыре года. Но назвать эту паузу мини-застоем вряд ли повернется язык. Во-первых, Ричи уже когда-то делал перерыв в работе, тоже, что забавно, на четыре года, и завершился этот перерыв лихо закрученным “Револьвером” с Джейсоном Стэтемом в главной роли. А во-вторых, фильм, который Гай Ричи снял после паузы, “Агенты А.Н.К.Л”, мгновенно оказался на самом пике актуальности.

Кино естественным образом реагирует на жизнь, а жизнь сейчас предлагает нам понаблюдать за новым витком холодной войны, которая, к сожалению, не осталась навсегда в девяностых. Нынешние мировые события отражаются в большом количестве выходящих в прокат картин про шпионов, пока по большей части иронических – на данный момент происходящее не приобрело характер катастрофы, поэтому над ним можно иронизировать.

Вот и появляются невозможно смешной “Шпион” с Мелиссой Маккарти; “Kingsman: Секретная служба” с Колином Фертом, обучающим новых разведчиков прежде всего оставаться джентльменами; пятая часть франшизы “Миссия: невыполнима” с нестареющим Томом Крузом.

Все эти картины так или иначе перекликаются с “Агентами А.Н.К.Л.”. Фильм Ричи достаточно смешной, в нем действуют шпионы с джентльменскими подходами к миру, а Тома Круза приглашали на одну из главных ролей, но он предпочел сосредоточиться на пятой “Миссии” – интересно было бы сравнить рисунок ролей.

Вообще список актеров, которые могли сыграть американского шпиона с незабываемым именем Наполеон Соло, впечатляет: это Юэн МакГрегор, Леонардо Ди Каприо, Мэтт Дэймон, Рассел Кроу, Брэдли Купер, Роберт Паттинсон. И, наконец, Джордж Клуни, который, было, согласился играть главную роль, но здоровье не позволило участвовать в съемках.

Каждый из вышеназванных актеров, естественно, привнес бы в образ Наполеона Соло что-то свое, и если бы главные герои были зрелыми мужчинами, это тоже изменило бы фильм, качнуло в определенную сторону. Но все сложилось так, как сложилось, и специального агента ЦРУ Наполеона Соло сыграл Генри Кавилл, известный по роли Кал-Эла в фильме “Человек из стали”. А его партнера, сотрудника КГБ Илью Курякина – Арми Хаммер, игравший близнецов Уинклвоссов в “Социальной сети”. Оба справляются со своими ролями неплохо, но послевкусие от фильма было бы немного другим, окажись на их месте кто-то из вышеприведенного списка более харизматичных актеров, к наличию которых в своих фильмах Гай Ричи всегда внимателен. Хотя представителем такого ряда в картине является Хью Грант в роли британского разведчика. Сам будучи британцем, Ричи очевидно симпатизирует этому герою – тот намного ярче остальных разведчиков.

Двое мужчин, агент КГБ и агент ЦРУ (справедливости ради надо уточнить, что Наполеон Соло до своей вербовки был плотно связан с криминальным миром), встречаются в мрачном Восточном Берлине. Их объединяет цель – девушка Габи, которая вот уже пятнадцать лет не видела своего биологического отца. Отец – человек интересный, физик-ядерщик, его в свое время уважал Гитлер. Теперь же он похищен неонацистами, и они планируют профинансировать создание некоторого количества ядерных бомб и таким образом захватить власть над миром.

Девушка Габи (шведская актриса Алисия Викандер), до этого момента мирно трудившаяся автослесарем, становится значительной фигурой во всеобщем противостоянии – американцев, русских, немцев, итальянцев. И именно в Италию отправляются Соло и Курякин, чтобы встретиться с дядей Габи, а заодно постоянно присматривать за девушкой. Наполеон – бывший похититель произведений искусства, Илья – сын сталинского наркома, попавшего в лагеря, и их тандем обещает быть интересным.

Отношения мужчин начинаются с неприязни – Курякин, еще не успев познакомиться с Соло, уже отрывает багажник от его автомобиля – и постепенно движутся в сторону хорошей дружбы. Общее дело сплачивает двух агентов. И хотя они при этом следят друг за другом, нашпиговывая “жучками” гостиничные номера, но подвести коллегу, не подставить ему в нужный момент дружеское плечо позволить себе не могут. Пусть даже и подставлено плечо будет в самый последний момент, когда до краха или гибели остаются доли секунды. И тот факт, что Наполеон и Илья придумывают друг другу прозвища, Большевик и Ковбой, уже говорит о том, что равнодушия между ними нет.

Конечно, в это время такая история выглядит сказочной или шуточной, но у общества есть скрытый запрос на подобные утешительные шутки и сказки, несмотря на то, что идея реконструировать американский сериал, снятый в шестидесятые годы, возникла какое-то время назад, когда все было поспокойнее. Снимать “Агентов А.Н.К.Л” сперва должен был Стивен Содерберг, и, наверное, хорошо, что осовременивать сюжет пришлось все-таки Гаю Ричи: его лихой подход отвлекает от желания задуматься над условностью происходящего.

К тому же режиссер демонстрирует прием, хорошо известный тем, у кого есть необходимость отвлечь от чего-то внимание. Для этого всего лишь надо привлечь внимание к чему-то другому. Это отражено и в анекдоте про Штирлица: он случайно выдал Мюллеру свою тайну, а потом перевернул вазу с апельсинами – поскольку запоминается то, что произошло последним. Об этом часто говорят сыщики и Шерлок Холмс в том числе – хорошо спрятанное обычно спрятано на самом видном месте. И это знают модницы: если у тебя не идеальные ноги, носи вещи с глубоким вырезом, а если в одежде случился беспорядок, повяжи яркий платочек, и все станут смотреть только на него.

Оба агента, кстати, проявляют недюжинные познания в одежде и аксессуарах, когда решают приодеть Габи (образ выпивохи-автослесаря не очень вязался с хорошим гардеробом, поэтому с одеждой у девушки неважно) в одном из итальянских магазинов. Поэтому они оценили бы умение Гая Ричи украсить свой фильм ярким платочком – им являются различные броские детали. Ретро-автомобили, винтажные костюмы, интерьеры, жесты, взгляды, прически, саундтрек, в котором преобладает итальянская эстрада. Все это создает атмосферу, которая словно бы берет на себя руководство фильмом, оттесняя собственно сюжет и актерскую игру на второй план.

Акцент на шестидесятых способен отослать заинтересованных в те времена, когда холодная война стала чуть мягче и сдержаннее.

Действие “Агентов А.Н.К.Л.” происходит спустя некоторое время после Карибского кризиса, когда мир вот-вот должен был погибнуть в ядерной войне. Но из этой ситуации удалось выбраться, и антагонисты СССР и США начали относиться друг к другу с большей аккуратностью в словах и действиях: казалось даже, что у отношений есть шанс стать теплыми.

Сотрудничество Соло и Курякина символически отражает это потепление: зачем воевать друг с другом, когда есть куда более злобный враг – неонацисты, планирующие захватить всю планету? И пусть это дружба “против кого-то”, но худой мир всегда лучше доброй ссоры, и можно заметить сходство даже в различии. Наполеон, например, настаивает, чтобы сумочки идеально подходили к платьям и костюмам Габи, а Илья, наоборот, считает, что девушка, приехавшая из Восточного Берлина, не может выглядеть идеально, и некоторый изъян необходим.

Но в сумочках они оба разбираются отлично, и это свидетельство того, что, несмотря на происходящее в высших эшелонах власти, у разумных людей есть поводы, пусть иногда и странные, друг с другом договориться.

Жанна СЕРГЕЕВА
«Экран и сцена»
№ 16 за 2015 год.