23-28 февраля – XIX Фестиваль архивного кино “Белые Столбы”.
Главное на фестивале, который организует Госфильмофонд в своей подмосковной вотчине, – показ раритетных фильмов. Они либо вовсе не попадали в наш прокат, либо попадали с минимальным числом копий, либо заново открытые, восстановленные, подаренные коллегами-архивистами из других стран, либо случайно обнаруженные при разборке какого-нибудь чердака. Словом, сюрпризы для историков кино, киноведов, кинокритиков.
В программе нынешних “Белых Столбов” – специальная рубрика “Хуциев: невошедшее, неоконченное, недооцененное”. А это – “Бесконечность”, материалы фильма “Застава Ильича”, фрагменты из последней на сегодня работы режиссера “Невечерняя”, которую он вот-вот должен закончить. Ждем и самого Марлена Мартыновича – разговоров ждем, рассказов, вечерних посиделок…
В фестивальной программе – цикл “Возвращение с Победой”, где покажут “Настоящий конец большой войны” Ежи Кавалеровича (1957 год; в советском прокате шел под названием “Этого нельзя забыть”), “Так я пришел” Миклоша Янчо, “В шесть часов вечера после войны” Ивана Пырьева, “Где-то в Европе” Гезы Радвани.
В программе – комедия-мелодрама Эрнста Любича “План жизни” (1933), где в окружении Гари Купера и Фредерика Марча блистает Мириам Хопкинс. С ней же – “Бекки Шарп” Рубена Мамуляна (номинация на “Оскар” за лучшую женскую роль). И с ней же – “История Темпл Дрейк” (1933) Стивена Робертса; в данной “Истории…” героине Хопкинс приходится пройти через круги ада. Эта голливудская звезда 30-х была, между прочим, претенденткой на роль Скарлетт в “Унесенных ветром”.
Одна из известнейших картин с участием Хопкинс – “Эти трое” Уильяма Уайлера (1936) по пьесе Лилиан Хеллман “Детский час”, попавшая под дамоклов меч американской цензуры. Режиссеру даже пришлось “запретную любовь” поменять на банальный адюльтер со счастливым финалом.
В 1961-м, в условиях свободы, Уайлер вернулся к этой пьесе Хеллман и снял “Детский час” (“Громкий шепот”). И снова – школа для девочек. Две подруги-учительницы. Влюбленный в одну из подруг герой. И слухи, слухи, слухи… Только в результате получилась трагедия. Потому что есть она – “та” любовь.
В первой версии Мириам Хопкинс играла одну из подруг. Во второй, спустя двадцать пять лет, актриса появилась в роли экстравагантной тетушки Лили.
В программе – архивные находки, восстановленные мультфильмы и прочее, и прочее.
Итак, мы едем в “Белые Столбы”, чтобы увидеть – см. выше. А те, кто останутся, фестивальные фильмы смогут посмотреть в кинотеатре “Иллюзион” (23-28 февраля). Вход свободный.