Выходи из себя

Сцена из спектакля “Забыть любить”. Фото Руст2DВ декабре в Москве состоялся очередной фестиваль театров танца ЦЕХ. Существующий в течение четырнадцати лет, а с 2010 года получивший возможность представлять зарубежные компании (Франции, Германии, Италии, Нидерландов), в этом году фестиваль ЦЕХ познакомил московского зрителя с коллективами из Швейцарии. Среди российских компаний были уральская труппа “Провинциальные танцы”, костромская “Диалог Данс” и лабораторный проект резиденции Blackbox центра имени Вс.Мейерхольда. Общее основание представленных спектаклей можно заметить в стремлении выйти за рамки установленных границ, разрушении привычных форм восприятия и в попытке найти новые способы взаимодействия со зрителями.

Перформанс “Серьезный шаг”, открывший фестиваль, потребовал как раз активного зрительского участия, а артистам пришлось выступать не только в роли исполнителей, но и поддерживать непрерывную беседу с залом. Правила происходящего изначально были заданы хореографом из Швейцарии Николь Сейлер. За два года своего существования перформанс побывал уже во множестве стран, а его участниками становились самые разные исполнители. Один артист находится на сцене, другого мы видим лишь на экране – связь с ним только через микрофон. Танцовщица в зале – Татьяна Щербань. Описывая словами ее движения, задавая направление и темы, зрители пытались добиться схожести двух исполнений. При словах “Выходи из себя!” Татьяна Тарабанова на экране двигалась весьма отлично от танцовщицы в зале. Образы тающего мороженного или пьяного котенка, которые придумывали для танцовщиц зрители, вызывали улыбку, но редко совпадали по движениям. А совпадающие варианты публика встречала радостными аплодисментами. Было бы глупо воспринимать этот опыт как серьезный шаг в осмыслении современного танца как такового, однако это интересный способ работы со зрительским вниманием, постоянный переход от содержательно-аналитического аспекта к чувственно-эмоциональному восприятию.

Одним из наиболее экспериментальных проектов фестиваля был спектакль “Моменты” (лабораторный проект Центра имени Вс.Мейерхольда). “Емкость слова меньше емкости движения” – это один из главных тезисов команды авторов “Моментов”, поэтому драматург Михаил Дурненков сделал выбор в пользу безмолвного спектакля. Хореограф Ольга Цветкова разработала сложную систему правил, которые позволяют перформерам стать свободными от привычных установок. А композитор Владимир Горлинский придумал специальные гулы и скрипы, ставшие для зрителей частью пространства. Закрепленной пластической партитуры нет, все происходит в режиме “здесь и сейчас”, поэтому каждый фактор (настроение артистов, звук, свет, кашель публики) становится предельно значимым. Смена световых состояний, звон колокольчика в руках хореографа, разрушающий любые сюжетные структуры, которые могли бы возникнуть в голове зрителя, превращают “моментами” зрительское соучастие в тяжелое испытание, поэтому после 40 минут концентрации приятно вновь погрузиться в поток жизни, в котором находишь больше свободы, чем в процессе ее трудного и неудобного поиска.

Сцена из спектакля “Тараб”. Фото Руст2D

“Неврастения” костромской компании современного танца “Диалог Данс” появилась в пространстве “Гоголь-центра” около года назад, а ныне попала в список участников фестиваля. Отдельные глубокие фразы о печальной судьбе современного искусства, неограниченной власти автора, провале демократии задают несколько сюжетных линий. Общее целое – неврастения. Ведь если смыслов вокруг уже нет, то мы можем спокойно уравнять абсурд и пафос, любое желание имеет право на жизнь. Пружинный каркас кровати, белоснежные подушки, световой проход в центре стены и маленький телевизор – в этом предельно неуютном и темном пространстве резко двигаются пятеро танцовщиков, ломаные линии рук и корпуса выражают внутреннюю агрессию и страх. Желание спрятаться хотя бы за решеткой кровати выглядит двояко, а бомбардировки подушками далеки от детской забавы. Аллюзии на современность, танцы в костюмах полицейских, сценки насилия, а на экране телевизора – старинные танцы во дворце. Утопии в прошлом, а свобода лишь в иллюзиях – эта мысль находит в спектакле свою ясную форму.

О страхе и одиночестве в мире информационных технологий предлагали задуматься хореографы из Нидерландов Ури Ивги и Йохан Гребен, несколько лет назад уже поставившие с уральской труппой “Провинциальные танцы” спектакль “Песня не про любовь”, за который получили “Золотую Маску”. Новая работа “Забыть любить” как раз о чувстве любви, которое, не получая возможности выразить себя напрямую, превращается в разрушительную для человека силу. Предельная изоляция находит выход в яростных конвульсиях, которые сотрясают тела исполнителей. Расставшись с теплыми покрывалами, танцовщики в джинсах и черных майках затягивают нас в безумное действо, а в отдельных эпизодах мы угадываем шедевры северных мастеров живописи. Кишащая среда Босха может превратиться во фрагменты истории Страстей Христовых, а затем за минутой порядка вновь последует хаос страстей. Удушающие объятия, предельная близость, а затем резкий удар или поединок двух независимых единиц – казалось бы, в этом мире уже нет места нежности. Но вот в финале один одинокий герой накидывает на плечи другому теплый плед. Мираж или шаг навстречу? Финал хореографы оставляют открытым, позволяя каждому сделать свой выбор между привычным нарциссизмом или поступком жертвенной любви.

Закрывала фестиваль ЦЕХ Компания 7273 из Швейцарии. Вдохновившись традиционной арабской культурой, хореографы Лоранс Яди и Николя Кантильо создали ритмичный, уводящий в бесконечность спектакль “Тараб”. В нем содержание скрыто от нас, а любая попытка проследить структуру перестроений напоминает детскую забаву с калейдоскопом, который каждый раз случайным образом открывает новые чарующие картинки. Соединение внутреннего и внешнего, духовного и телесного и их тесное сплетение в одном монотонно-повторяющемся движении увлекают, заставляя забыть об измерительной шкале времени. Вращения, кружения, волны, проходящие по телу исполнителей, переходят во внутренний ритм зрителей, и “тараб” становится ритмом личного восприятия реальности.

Если от фестиваля 2013 года в памяти осталась яркая постановка израильских хореографов Гая Вайцмана и Рони Хавер “Альфа бойз”, то последний ЦЕХ представил богатую палитру экспериментов, после которых хочется размышлять о будущем современного танца и театра, а в терминах “эстетики перформативности” или “постдраматического театра” – это уже не так важно.

Анна НИКИФОРОВА
«Экран и сцена»
№ 2 за 2015 год.