«Если бы парни всей земли…»

Фото В.ЛУПОВСКОГО

Фото В.ЛУПОВСКОГО

Театроведческие пути неисповедимы. Уверена, никто из нас, в 1960–1970-х поступая на соответствующий факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, не представлял, чем он будет заниматься после окончания вуза. Одни говорили: «Я буду завлитом». Другие намеревались писать о театре или преподавать. Воплотить смутные представления о светлом будущем удалось немногим. На редкость удачным был выпуск 1973 года. Чуть не половина дипломников нашли себя в профессии, уверенно и разнообразно в ней существуя. Замыкал список выпускников – по алфавиту – Сергей Шуб. Однако уже в ЛГИТМиКе никогда не был на последних ролях.

Представлял ли он, кем станет? Думал ли о карьере? Его отец был в то время очень известным в Питере человеком – директором «Ленконцерта». Сергей Григорьевич пошел другим путем. Но со временем отца догнал и перегнал, став генеральным директором Театра-фестиваля «Балтийский дом». Думаю, сейчас отец им бы гордился.

После института Шуб-младший всегда умудрялся быть в центре событий. Куда бы он ни попадал, везде закипала жизнь. Номер его телефона журналисты и критики знали наизусть. Он не давал нам покоя, уверяя, что все главные события происходят именно там, где он служит. Зачастую так оно и было. Новые авторы, дебюты актеров и режиссеров, спектакли-события – казалось, все исходило от Шуба. От его внимания не ускользали едва заявившие о себе таланты, и он делал все, чтобы они проявились и чтобы о них узнали. Он был классическим завлитом, воплощая то, чему учили его в институте. Служил в театре и служил театру.

И все же начавшееся в 1990-е годы превращение дипломированного театроведа в креативного менеджера, преобразовавшего Театр имени Ленинского комсомола в Театр-фестиваль «Балтийский дом», удивило. Театральная общественность до сих пор не устает изумляться этой метаморфозе. Это словосочетание звучит на многих языках мира, все слова важны, и театр, и фестиваль, и балтийский, но звонче других слышится слово «дом». Шуб превратил огромный, неуютный и не самый благополучный театр в гостеприимный, распахнутый навстречу друзьям дом.

В кризисное время, когда не стало Геннадия Опоркова и театр остался без лидера, Сергей Шуб нашел для него новое предназначение. Создал Международный театральный фестиваль, от которого, как круги по воде, один за другим возникали фестивали, проекты, праздники… Легко сказать, «возникали»! За каждой идеей от замысла до воплощения, не говоря уж о многолетнем существовании, – необычайные усилия. Фестивали «Балтийский дом», «Встречи в России», «Монокль», «Вперед к Островскому» – это еще и поездки, встречи, контакты не только с творческими людьми, но и с властными структурами, с бизнесом… Талант харизматичного собирателя – театрального Ивана Калиты – помог Сергею Шубу создать надежную команду. Этот штаб и международную программу осуществлял, и традиционную театральную работу вел. Артистам, которые поначалу ревновали к гостям из-за границы, посчастливилось работать с мировыми звездами режиссуры и с выдающимися российскими мастерами.

Впрочем, говорить надо в настоящем времени, поскольку жизнь в «Балтийском доме» по-прежнему бьет ключом. Разрабатываются долгосрочные планы приема гостей и гастролей, готовятся премьеры не только на площадках театра, но и за его пределами. И не случайно в их названиях часто звучит слово «живые». Наряду с программами, посвященными дням прорыва и снятия блокады Ленинграда, появились рифмующийся со знаменитой Дорогой жизни проект «Улицы жизни» и спектакль «Живые картины блокады», сыгранный сначала на сцене Эрмитажного театра, а потом вошедший в репертуар «Балтийского дома».

Это вообще свойственно Сергею Шубу – вовлекать в орбиту своих затей людей разных стран и профессий, дополнять театр музыкой, изобразительным искусством, кино, литературой. Премия «Балтийская звезда», учрежденная совместно с Всемирным клубом петербуржцев двадцать лет, нашла многочисленных героев во всех областях гуманитарной деятельности. Вручается она, к слову, как раз в торжественных чертогах Эрмитажного театра. Среди награжденных – артисты, режиссеры, художники, музейщики, дипломаты, писатели, композиторы, как российские, так и зарубежные. Многие из лауреатов могут гордиться дружбой с Сергеем. Дружба начиналась еще в советские времена, когда Шуб колесил по соседним республикам за рулем своей видавшей виды «Волги», изучая опыт «Прибалтийской театральной весны». Позже маршруты главы «Балтийского дома» охватили всю Европу, прежде всего, конечно, регион Балтии. В Петербург зачастили режиссеры из Вильнюса, Каунаса, Риги, Тарту, Таллина, Хельсинки и Стокгольма. Творческий обмен был всем на пользу. Как родных встречали в «Балтийском доме» Эймунтаса Някрошюса, Римаса Туминаса, Славомира Мрожека, Эльмо Нюганена, Донатаса Баниониса…

Дружеский круг расширился после создания Ассоциации деятелей русских театров зарубежья. «Встречи в России» стали проходить то с якутским, то с китайским, то с итальянским акцентом. Дружба домами – это конек Сергея Шуба. «Если бы парни всей земли…» – строчки из песни нашей молодости могли бы стать девизом его трудов и дней. Как, впрочем, и фраза из альбома (2011), посвященного юбилею театра: «Как в 75 выглядеть на 20?». Лихо разъезжая по сияющему паркету Baltic house на скутере, юбиляр может ответить: «Надо, господа, дело делать!»

Елена АЛЕКСЕЕВА

«Экран и сцена»
№ 4 за 2024 год.