“ИСЧЕЗНУВШАЯ В ЗВЕЗДАХ” (режиссеры Цуй Жуй, Лю Сян).
Зрители постарше наверняка помнят комедийный детектив 1990 года “Ловушка для одинокого мужчины” с Николаем Караченцовым, Юрием Яковлевым, Вениамином Смеховым, Иннокентием Смоктуновским, Еленой Кореневой. Это экранизация одноименной пьесы французского драматурга Робера Тома. И вот спустя 33 года китайские кинематографисты решили снять не просто еще одну экранизацию пьесы, а именно ремейк нашего фильма. Но в отличие от советского первоисточника, иронического детектива, китайская лента – детективный триллер. Действие разворачивается на острове, куда молодой человек и его жена приехали отметить годовщину свадьбы. Во время поездки супруга таинственно исчезает. Отчаявшийся муж ищет ее повсюду, но внезапно появляется незнакомая женщина, которая утверждает, что она и есть пропавшая жена. Мужчина настаивает, что это самозванка, но та предъявляет документы и другие доказательства. Когда за дело берется известный адвокат, начинают всплывать все новые и новые секреты.
Суть осталась прежней, но авторы наполнили историю любопытными и существенными нюансами, что сделало ее острой, увлекательной и, конечно, современной. Фильм, в итоге, получился яркий, зрелищный, удивляет неожиданными сюжетными поворотами, интригует и порой вводит в заблуждение, даже если ты знаешь канву истории. В Китае картина стала хитом проката.
“ВЕЛИКАЯ ИРОНИЯ” (режиссер Вуди Аллен).
В осенний день молодая женщина Фанни сталкивается на улице со своим одноклассником, которого не видела много лет. Теперь он писатель, а тогда, в школьные годы, был безумно влюблен в Фанни. Для нее так приятны воспоминания о счастливом и беззаботном времени в Нью-Йорке, что невинное поначалу дружеское общение плавно перетекает в любовную связь. Но когда ревнивый муж, привыкший все держать под контролем, начинает что-то подозревать, комфортной и обеспеченной жизни Фанни угрожает опасность…
Вуди Аллен акцентирует на том, что удача и случай играют в жизни гораздо большую роль, чем люди хотят признать. Может быть, в памяти и всплывет “Матч-поинт” (общего у фильмов очень мало), но новая работа мэтра практически лишена той мрачности и обреченности, есть лишь ирония, а по жанру – романтический триллер с элементами комедии. Из знаменитостей здесь – Мельвиль Пупо, воплотивший образ мужа-ревнивца. Возможно, если бы молодых героев играли известные актеры, они бы вызывали больше эмпатии. А так зритель остается сторонним наблюдателем.
Снято красиво, сочно! Изысканные интерьеры и, конечно, романтичный осенний Париж, причем краски осени не только в природе, городских пейзажах, колоритных уличных рынках, но и в убранстве жилища, одежде героев, освещении. Коль речь идет об этом прекрасном городе, месте действия картины “Полночь в Париже”, “Великую иронию” вряд ли будут пересматривать, но сходить на нее точно стоит. Осенний фильм если не о большой любви, то об интригующей истории с неожиданным финалом. Главное, что Вуди Аллен все еще в строю и продолжает снимать хорошее кино!
Комедия “Я – БОГИНЯ” – полнометражный режиссерский дебют актрисы Ольги Дибцевой, она также сыграла подругу главной героини Лены (Александра Бортич), скромной школьной учительницы из Петербурга, которая в одночасье лишается и работы, и мужа. “Проблема точно во мне”, – решает Лена и по совету подруги записывается на популярный тренинг “Стать богиней”. В результате – новый имидж и влюбленный поклонник Андрей, да и не только он…
Героиня существовала навязанными представлениями о том, какой она должна быть, но не знала, чего хочет на самом деле. Когда рушится ее мир, Лена погружается в женские тренинги, но с ними еще глубже проваливается на дно болота под названием “делать, как говорят другие”. Как ей выплыть и найти себя настоящую?
История о личной свободе, об умении делать выбор в пользу себя, о том, как перестать зависеть от мнения других. Фильм легкий, смешной и трогательный, но в то же время с глубоким смыслом. Авторы с юмором и с долей едкой иронии прошлись по небезызвестным марафонам, изобразив их и абсурдными, и в чем-то вполне разумными, а порой и агрессивными.
Сходство по теме, и, конечно, по исполнительнице главной роли (Саши Бортич), несомненно перекинет мостик к картине Алексея Нужного “Я худею” (2018), но это скорее “плюс” авторам, которые взялись развить и продолжить эту тему, ведь поиск себя – важный вопрос для каждого из нас.
“АЛЕКСЕЙ БАЛАБАНОВ. ПОСЛЕСЛОВИЕ…” (режиссер Константин Смилга)
Режиссера Алексея Балабанова нет с нами уже 10 лет, но интерес к нему ничуть не ослабевает: о нем снимаются фильмы, открываются выставки, публикуются интервью. Есть ощущение, что в Балабанове жили и живут какие-то тайны, а мы все время пытаемся их разгадать и будем продолжать это делать, и всегда останется недосказанность…
В ноябре 2011 года, за полтора года до смерти режиссера, съемочная группа встретилась с ним, чтобы взять интервью для документального фильма “Сергей Бодров. Где ты, брат?” После съемки Балабанов пригласил к себе в гости, сел на любимый диван, показал фильм, которым гордился. Тогда и состоялся разговор по душам, а камера продолжала снимать. То ли отсутствие постановочного света и неровный кадр, то ли мастерство интервьюера или же особое расположение духа самого Алексея Октябриновича – создается ощущение, что ты сидишь рядом с режиссером, и он вместе с тобой вспоминает счастливые и грустные моменты своей жизни, друзей, рассуждает о Боге, ну, и, конечно, говорит о кино.
В этом фильме одна из последних бесед с режиссером, отрывки из печатных интервью разных лет и из личных дневников Балабанова. В недлинной по хронометражу, но концентрированной по содержанию ленте авторам удалось совершить путешествие по всему творчеству режиссера. Особую балабановскую атмосферу создает саундтрек – те самые песни из его фильмов, которые, наверное, всегда будут ассоциироваться с творениями Алексея Балабанова.
Вероника САРКИСОВА
«Экран и сцена»
№ 19-20 за 2023 год.