Бесконечность – не предел

Хелен Миррен. “Голда. Судный день”

Хелен Миррен. “Голда. Судный день”

Под девизом “Бесконечность – не предел” прошел 8 Московский еврейский кинофестиваль. Он должен был состояться в 2022 году, но ввиду сложившейся геополитической обстановки в стране и в мире, а также невозможности финансовой поддержки со стороны сразу нескольких генеральных партнеров МЕКФ, оргкомитет принял решение не проводить смотр. Однако благодаря усилиям организаторов и новым спонсорам, поддержавшим столь интересное и важное кино-событие, оно к всеобщей радости к нам вернулось!

По традиции в программе – лучшие фильмы разных стран на еврейскую тематику, снятые за последний год или два. Надо отметить изменение географии фестиваля – в этом году преобладала кинопродукция Израиля. И еще – “легкого” кино на 8 МЕКФ было немного, что, в принципе, закономерно. Зрители имели возможность посмотреть более 45 картин из 11 стран. Площадками киносмотра стали кинотеатры “Октябрь” и “Иллюзион”, а также Еврейский музей и центр толерантности. Организатором выступил Фонд поддержки и развития еврейского кино “Ковчег“. Генеральный продюсер – Егор Одинцов. На МЕКФ, как заведено, не только просмотр кинолент, но еще и общение с их создателями, дискуссии, познавательные встречи со специалистами из разных сфер: историками, психологами, культурологами.

Почетный приз за вклад в развитие еврейского кино был вручен Леониду Ярмольнику, в этом году возглавившему жюри конкурса игрового полнометражного кино. С ним в команде фильмы оценивали: актриса и продюсер Виктория Исакова; кинокритик, искусствовед Зара Абдуллаева и режиссер-документалист Пабло Рохас Кастильо (Гватемала). Приза имени Якова Каллера за “Лучший российский фильм 2022 года на еврейскую тематику” удостоен “ПРАВЕДНИК” Сергея Урсуляка.

На открытии показали историческую военную драму “ГОЛДА. СУДНЫЙ ДЕНЬ” (режиссер Гай Натив, Великобритания/США) – напряженный триллер, в центре которого образ премьер-министра Израиля Голды Меир; филигранная игра и поразительное перевоплощение Хелен Миррен. В сентябре фильм вышел в российский прокат.

Каждый раз красной нитью через фестиваль проходит тема Холокоста. Все разумное человечество всегда будет помнить, какие страдания выпали на долю еврейского народа. Обладатель приза жюри 8 МЕКФ, фильм “ИЮНЬ. НУЛЕВОЕ ЧИСЛО” (режиссер Джейк Пэлтроу, Израиль/США), основан на реальных событиях – судебном процессе над Адольфом Эйхманом, “архитектором Холокоста”, исполнении смертельного приговора. Рассказ ведется от лица трех свидетелей тех событий, что делает ленту объемной, более интересной и “щадящей” для восприятия.

Лучший фильм 8 МЕКФ – “СЕКРЕТЫ МОЕГО ОТЦА” (режиссер Вера Бельмонт, Франция/Бельгия); его авторы доказали, что о серьезных вещах можно говорить и языком анимации. Лучший художественный короткометражный фильм – “ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЕ ЖЕНЩИНЫ” (режиссер Стефани Халфон, Франция). Лучший документальный полнометражный фильм – “ЗАКУРА” (режиссер Иван Вдовин, Россия). Лучший документальный короткометражный фильм – “ЭНИЯ” (режиссеры Реувен Ямром, Хаим Элиягу, Израиль).

Захватывающая документальная картина “ДИКИЙ” (режиссер Тесса Луиза-Саломе, Франция/США) – о жизни Джека Гарфейна, выходца из Чехословакии, пережившего Холокост, впоследствии ставшего выдающимся режиссером театра и кино США. Пройдя 11 концентрационных лагерей, Гарфейн не сломался, а напротив – добился огромных успехов, работал с такими важными культовыми фигурами, как Ли Страсберг, Элиа Казан, Мэрилин Монро, стал соучредителем голливудского отделения Актерской студии.

Картина раскрывает, как страшный травмирующий опыт сформировал художественные идеалы Гарфейна, который стал одним из первых в независимом кино Америки. Глубокий зрелищный фильм сопровождается проникновенным закадровым голосом Уиллема Дефо. Операторская работа комбинируется с кадрами суровой хроники.

Сюжет “ХОРОШЕГО ЧЕЛОВЕКА” (режиссер Эйтан Аннер, Израиль) связан с “важнейшим из искусств”. Героиня, кинопродюсер с амбициями Шэрон, переживает кризис: она грани банкротства после развода с мужем, помогавшим ей финансировать фильмы. Чтобы удержаться на плаву, Шэрон соглашается работать с некогда известным режиссером Узи Сильвером. Он бросил кино и погрузился в религию, стал ортодоксальным раввином. Однако теперь хочет вернуться в профессию и экранизировать библейскую трагедию царя Саула. Но работа с Сильвером больше похожа на битву, чем на кинопроизводство, проект вот-вот разрушит Шэрон морально и финансово, он ставит под угрозу отношения с теми, кто ей дорог.

“Хороший человек” – эстетский фильм не только об экзистенциальном кризисе главной героини, он и о компромиссах, на которые вынуждены идти те, кто придумывает, снимает, продюсирует кино, про сложную связь искусства, религии и морали. Режиссер Эйтан Аннер в 2006 году приезжал на Московский международный кинофестиваль – его “Полурусская история” участвовала в основном конкурсе.

Один из четырех российских фильмов 8 МЕКФ, документальная “ПАЛЬМНИКЕНСКАЯ ТРАГЕДИЯ” (режиссер Андрей Проскуряков, Россия/Германия/США/Израиль) – исследование и размышление о событиях, которые произошли 31 января 1945 года, когда нацисты устроили массовую казнь 3000 узников концлагеря Штуттгоф на берегу Балтийского моря, рядом с местечком Пальмникен. Фильм четко выстроен вокруг трех ключевых персонажей: Мартина Бергау, нацистского преступника, когда-то члена гитлерюгенда, причастного к трагедии; Гюнтера Ницша, американского писателя немецкого происхождения, чей дед выкапывал трупы убитых; Симхи Копловича, сына выжившей в бойне Шевы Коплович.

С героями общаются два журналиста, также время от времени они ведут диалог друг с другом. Автор принципиально отказался от традиционного закадрового текста. Потрясает факт, что по данному делу не было вынесено ни одного приговора. В фильме анализируется история молчания об этой трагедии, предпринимается попытка рассказать о ней всю правду, поднимается важнейший вопрос вины и ответственности – ведь у трагедии нет срока давности.

Социально-экономические проблемы и проблемы национализма показаны глазами юных героев в лентах “СОСЕДИ” (режиссер Мано Халил, Швейцария/Франция) и “НИЧЬИ ДЕТИ” (режиссер Эрез Тадмор, Израиль). Наблюдая за драматическими событиями в жизни молодой пары, зритель знакомится с укладом ультраортодоксальной семьи – фильм “БАРРЕН” (режиссер Мордехай Варди, Израиль). Две документальные ленты – об искусстве фотографии: «ПАРТИЗАН С “ЛЕЙКОЙ”» (режиссер Рут Уолк, Израиль) и “1341 КАДР ЛЮБВИ И ВОЙНЫ” (режиссер Ран Тал, Израиль/США/Великобритания).

Среди представленного на 8 МЕКФ “легкого” кино была любопытная документальная картина «ВЖИВУЮ В “Mister Kelly’s”»(режиссер Тед Богосян, США) о культовом чикагском ночном клубе, сыгравшем огромную роль в формировании американской поп-культуры в период ее расцвета. Именно в нем начинали тогда еще никому неизвестные Барбра Стрейзанд, Бетт Мидлер. Фильм позволяет заглянуть за кулисы музыкального мира и совершить восхитительное путешествие в тот момент истории, когда шоу-бизнес пошел новым, необычным путем. А после просмотра зрителей ждал приятный бонус – концерт группы Django Friends с солисткой Светланой Самариной. Целый час красивой музыки – было душевно!

Программа Московского еврейского фестиваля – яркие и глубокие фильмы, познавательные дискуссии, которые пополняют наш багаж знаний, позволяют шире смотреть на проблемы, прямо или косвенно связанные с еврейской темой. А еще он притягивает своей теплой атмосферой. За восемь лет существования фестиваль из локального смотра еврейского кино превратился в культурное городское событие и нынче собрал на своих площадках более 30 тысяч зрителей. Было показано свыше 300 картин последних лет и организовано более 130 образовательных мероприятий. Фестиваль живет и развивается несмотря ни на что. Будем с нетерпением ждать 9 МЕКФ!

Вероника САРКИСОВА

«Экран и сцена»
№ 19-20 за 2023 год.