Вновь играет радиола

Фото С.ПЕТРОВА

Фото С.ПЕТРОВА

Марина Брусникина была объявлена главным режиссером РАМТа за две недели до премьеры своей новой постановки на Маленькой сцене – “Здесь дом стоял”. Благодаря чему спектакль, вряд ли задумывавшийся как манифест, таковым оказался. Но в нем, к счастью, нет ни пафоса, ни лозунгов, свойственных этому громыхающему жанру. Главная интонация спектакля – тихий, искренний разговор (разве что с малой толикой актерского кокетства), который ведут аксакалы РАМТа со зрителями в самом камерном пространстве театра. Главной же темой спектакля становится дом, и тот, из детства, которого уже нет, и нынешний, театральный, где все мы собрались в этот вечер.

Поднявшись по крутой лестнице в тесное фойе Маленькой сцены, зрители находят там разномастные, советских времен стулья, остов дворовых качелей с прикрепленным к ним оранжевым пластиковым абажуром из 70-х, радиолу и, по левой стене, разнообразные дверцы многоуважаемых шкафов – “шифоньеров”, как уточнят позже со сцены. Артисты выходят из этих створок и рассаживаются кто где: на качелях, в уголке впритирку к публике, кто-то остается стоять.

Про артистов здесь надо сказать особо, потому что каждый из них достоен и отдельного спектакля, и подробного рассказа. Перечислим их так, как они указаны театром: в спектакле заняты народные артисты России Алексей Блохин, Лариса Гребенщикова, Татьяна Шатилова, заслуженные артисты России Юрий Григорьев, Андрей Бажин, Татьяна Курьянова, актеры Владимир Василенко, Ольга Гришова, Андрей Сорокин, а так же молодые Дарья Затеева и Илья Барабошкин (они партнерствуют с главными героями в последней части спектакля, подыгрывая им и перекидывая мостик через поколения).

Разговор начинается легко, как за столом: “Ой, а у нас в детстве была такая радиола!” – “У нас тоже” – “А у нас она всегда работала!” – “А у меня и до сих пор радио все время включено”. Один родился на Сахалине, другой в Алма-Ате, кто-то жил в Риге, кто-то в Киеве, кто-то в Москве – артисты описывают эпизоды из детства, иногда милые, иногда тяжелые, но каким-то образом, благодаря точно найденной интонации и выстроенному темпоритму этого срежиссированного непринужденного общения, – все, что они вспоминают, попадает в зрителей. Если не в их личную память, то в воспоминания о домах бабушек и дедушек, их рассказы.

Чуть погодя сквозь те же дверцы шкафа артисты переходят из фойе в пространство Маленькой сцены, зрители повторяют их путь. Мизансцена превращается в традиционную: публика в зале, актеры – на сцене, где расставлены, укутанные белыми тканями, крупные предметы (художник – Ирина Корина) – совсем как цветущие деревья в “Вишневом саде”. Во второй части каждому артисту дан свой эпизод, чтобы не в общем хоре, перебивая друг друга, а в формате монолога поведать важное. У кого-то это будет рассказ о первой квартире, у кого-то – о бабушке, что тайком водила в церковь покрестить, кто-то расскажет о сошедшем с ума нищем, пережившем Бабий Яр, а кто-то по бумажке прочтет воспоминание о своей ссоре с отцом и уходе подростком из дома. Когда актер отстраняется от своих же слов и эмоций, передавая их как текст и не расцвечивая актерски, они действуют даже мощнее.

В третьей части спектакля, идущего без антракта, белые полотнища на сцене снимают, и под ними оказываются фрагменты декораций рамтовских спектаклей. Актеры исполняют кусочки любимых ролей или ролей не сыгранных. Соединенные драматургом Алексеем Стадниковым и режиссером Мариной Брусникиной, эпизоды перетекают один в другой, дополняют друг друга, как и судьбы артистов, чьи воспоминания переплетены здесь с воспоминаниями зрителей. В этой работе зрительская энергия приятия и благодарности не менее важна, чем актерская.

Старейшинам труппы Марина Брусникина и художественный руководитель театра Алексей Бородин сделали этим спектаклем большой подарок. Вечер, отданный на сцене только им, их судьбам, их созданиям. И так как речь идет про РАМТ, один из самых интеллигентных театров сегодняшнего дня, то получился не сеанс актерских баек, а тонко собранный документальный спектакль, в котором жизнь, утекающая сквозь пальцы – что у актеров, что у зрителей, – ощущается так остро, словно вот-вот оборвется. Но пока мы еще здесь, и наши воспоминания, как и наши мечты, значат очень много, и никто не может их отнять.

Катерина АНТОНОВА

«Экран и сцена»
№ 19-20 за 2023 год.