Запретные зоны конца света

Кадр из фильма “Критическая зона”

Кадр из фильма “Критическая зона”

Приз “Золотой леопард” в главном конкурсе 76-го Международного кинофестиваля в Локарно присужден иранскому фильму “Критическая зона” Али Ахмадзаде.

Специальный приз жюри – картине “Не ждите слишком много от конца света” румына Раду Жуде.

“Леопард” за режиссуру – украинке Марине Вроде, поставившей фильм “Степное”.

Именно эти три работы привлекли к себе максимум внимания, так что жюри главного конкурса, которое возглавлял известный французский актер Ламберт Вильсон, вынесло адекватные и справедливые решения.

Иранская “Критическая зона” снята на ночных улицах Тегерана и окрестностей практически нелегально, часто скрытой камерой, без ведома и разрешения властей. Кто бы позволил вывести на экран изгоев и маргиналов, ищущих забвения в наркомании? Вряд ли восторг цензоров вызвал и образ главного героя – грешного “ангела” этого ада, наркодилера, несущего утешение несчастным в виде бесплатного пакета порошка или антидота.

Само задокументированное камерой существование альтернативной реальности и субкультуры оскорбляет фундаменталистских цензоров. А режиссер Али Ахмадзаде, автор бесстрашного ночного роуд-муви, заставляет прочувствовать энергию сопротивления, копящуюся на задворках иранской столицы – и это уже никак не годится.

Отбор фильма (опять же без благословения начальства) на фестиваль в Локарно вызвал праведный гнев иранских властей, обрушивших на режиссера репрессии. Еще до этого Ахмадзаде получил в Германии творческий грант, но немецкие миграционные службы отказали ему в шенгенской визе, в результате он не смог въехать и в Швейцарию, чтобы представить свой фильм.

Вот такая получилась атака с двух сторон. И она очень характерна для сегодняшней тупиковой ситуации, в которую зашел мир. Именно об этом, без истерики и пафоса, снял свой новый фильм румынский режиссер Раду Жуде. Он следует классическому завету: “Юмор – спасательный круг на волнах жизни”. И насыщает кино беспощадным сарказмом, презрением к нормативам политкорректности, высмеивает лицемерие как краеугольный камень современной цивилизации.

Кадр из фильма “Не ждите слишком много от конца света”

Кадр из фильма “Не ждите слишком много от конца света”

Героиня картины “Не ждите слишком много от конца света” (бессмертный   афоризм Станислава Ежи Леца) – тележурналистка Анжела, ее роль исполняет великолепная актриса Илинка Манолаче. Интеллектуалка, женщина острого ума, она вынуждена вкалывать на поденной тележурналистской работе. Проснувшись в пять утра, мчится на раздолбанной машине через весь Бухарест записывать интервью для рекламного видеоролика своего работодателя – довольно мутной австрийской компании. Задача Анжелы – найти инвалидов, пострадавших на производстве, готовых де факто признать перед камерой, что несчастные случаи произошли по их собственной вине, а компания только и делает, что заботится о технике безопасности.

Перед глазами зрителей проходит весь день, проведенный героиней за рулем, на нервах, с жвачкой и матерными ругательствами во рту, в перебранках с водителями-сексистамим. А параллельно в структуру повествования вторгаются кадры из румынского фильма 1981 года “Анжела едет дальше” – о буднях женщины-таксиста в эпоху Чаушеску и цветущего соцреализма. Играющая даму за рулем звезда румынского кино Дорина Лазэр появляется, постаревшая на сорок лет, и в основном сюжете Жуде, в роли пожилой матери сына-инвалида.

Мы описали лишь небольшую часть коллажной структуры фильма. Он напоминает позднего Годара – с монтажом разнородных, черно-белых и цветных фрагментов. И столь же, как политические опусы знаменитого француза, провокативен, для него нет запретных, табуированных тем. Осмеянию здесь подвергается все: не только записные женоненавистники, ксенофобы и ультраправый премьер-министр Орбан, но также немецко-австрийский капитал, воплощенный в образе холодной, бездушной директрисы по маркетингу. Как ни смешно, фрау Гете, акула капитализма, оказывается наследницей по прямой великого поэта: эту роль с тонкими модуляциями гротеска играет немецкая актриса Нина Хосс.

 

По сравнению со сложносочиненной румынской картиной украинский фильм “Степное” выглядит очень простым, но он недаром награжден за режиссуру. Скупыми средствами режиссер Марина Врода создает образ умирающей деревни, где остались практически одни старики и старухи, чья жизнь – череда мучений, голода, непосильного труда. Патриархальный мир увиден глазами героя – интеллигента средних лет, который приезжает из города проститься с больной матерью.

Странным образом “Степное” перекликается с географически далекой от него кинопритчей филиппинца Лава Диаса “Основные истины озера”. Длящаяся три с половиной часа, предлагает расследование криминальной загадки пятнадцатилетней давности. Эта загадка – исчезновение молодой красавицы, модели и активистки, бывшей лицом эко-компании в защиту филиппинского орла, вымирающей птицы, ставшей национальным символом. Главный герой, полицейский офицер, посвящает жизнь этому расследованию, но с головой погружается в омут коррупции, а после извержения вулкана и череды стихийных бедствий становится свидетелем тотальной нищеты в регионе. Загадка филиппинского орла так и остается неразгаданной.

Еще одним любопытным фильмом в программе нынешнего года оказался израильский “Исчезнувший солдат” Дэни Розенберга. 18-летний Шломи бежит из зоны боев в секторе Газа, не в силах вынести разлуку со своей подружкой. В течение суток он болтается по влажному жаркому Тель-Авиву, пока до него не доходят последствия его инфантильного поступка. В ЦАХАЛ решили, что Шломи похитили, и устроили жестокий обстрел палестинской территории с многочисленными жертвами включая детей. Лучше многих знающие, что такое война, израильтяне оказываются впереди и по смелости художественного решения темы: ведь “Исчезнувший солдат” – образец жанра трагикомедии. Нелепое и смешное ходит здесь рука об руку с ужасным.

Елена ПЛАХОВА

«Экран и сцена»
№ 17-18 за 2023 год.