Придумывать свое

Сцена из спектакля “Картон”. Фото К.ЧЕРНАВИНОЙ
Сцена из спектакля “Картон”. Фото К.ЧЕРНАВИНОЙ

Год назад родился детский фестиваль современного искусства “Территория. Kids” – наследник “взрослой” международной “Территории”. Он задумывался как мультижанровый образовательный проект, соединяющий в своей программе спектакли и выставки с мастер-классами для юной аудитории.

Афиша второго фестиваля, завершившегося в конце октября, включала заметные московские премьеры для старших школьников, такие, как “Волна” в РАМТе, “Жирная Люба” в “Шаломе” (о них “ЭС” подробно писала) и спектакли для малышей, приехавшие издалека – “Дюймовочка” Ереванского театра кукол имени Ованеса Туманяна и “Паровозик” красноярского Театра кукол.

Гости фестиваля из Санкт-Петербурга показали работы молодых режиссеров, ищущих новые формы общения с детьми. “Добрая сказка” (плод усилий Лаборатории новых медиа и Новой сцены Александринского театра) интриговала с самого начала сенсационной информацией. Афиша гласила, что автором сказки является нейросеть GPT2. Искусственный интеллект сам “сочинил” свой вариант сюжета из множества заложенных в его базу текстов.

Юные зрители и их родители располагаются в пространстве рядом с “умным” столом с разноцветными кубиками. Детей будут вызывать по очереди ставить очередной кубик той или иной гранью, в зависимости от которой движется действие перформанса. Отдадим должное соавторам нейросети – медиахудожнику Юрию Дидевичу, видеохудожнику Валерию Белову, сценографу Анастасии Брюхановой. Они создали таинственную среду, главным объектом стало расположившееся под потолком огромное светящееся облако-экран. На облаке возникают и исчезают очертания диковинных животных и птиц, плывут кораблики, летают самолеты.

Более уязвимым показался вербальный, содержательный ряд. Тексты сказок, звучащие “за кадром” (привет голосовому помощнику Алисе), прерываются довольно навязчивыми вопросами, от простых (какие сказки вы знаете?) до сложных (что есть добро?). Подлинный интерактив – прием, требующий подготовки, просчитанности возможных реакций публики, в частности той, что не любит, когда ее тормошат.

Создатели программы стремились показать современные направления в театре для детей. Сегодня артист, выходящий к юному зрителю, должен обладать талантом перформера-шоумена, владеть самыми разнообразными навыками, в их числе умение подружить в самый короткий срок незнакомых друг с другом подростков, собрать их в сплоченный коллектив. “Театральный проект 27” пригласил известного молодого режиссера Юлию Каландаришвили поставить “Краш в сердце”. Ее спектакль решен в форме настольной игры, где двенадцать тинэйджеров под руководством двух актеров должны придумать своих героев, наделить их именами и характерами. За считанные минуты участники успевают ответить на вопросы, от которых зависят перипетии истории первой любви персонажей, существующих в их воображении. Игра – быть может, незаметно для подростков – становится уроком, интимным разговором о проблемах пубертатного периода.

Лауреат прошлогодней “Золотой Маски” в номинации “Эксперимент” Кирилл Люкевич представил на “Территории. Kids” свой спектакль “Картон”. Фактура в данном случае – и оформление, и реквизит. Огромная картонная коробка – сцена, в ее пространстве будут возникать коробки и коробочки самых разных размеров. В глубине подвешен большой рулон оберточной бумаги – крафта, привычный материал оживает в руках обаятельного актера Игоря Яркея. Маркер и баллончик с краской помогут рисовать на заднике линии и кружки, солнце и человечка в кепке. В спектакле нет слов, и его содержание – череда пантомим, на первый взгляд немудрящих. Забавный герой в комбинезоне пьет кофе, печатает на компьютере, говорит по телефону – все предметы сделаны из картона. Главный герой одинок, он создает себе из бумаги партнершу, чтобы с ней потанцевать. Комки мятой бумаги меняют форму, превращаются в предметы и “одушевленные” существа.

В финале на сцене появятся три коробки с надписями: “юность”, “зрелость” и “старость”. “Наша постановка – попытка понять природу материала и сравнение предметного картонного мира с жизнью человека”, – говорит режиссер о смысле своего перформанса.

Каждый спектакль завершался обсуждением, дети и взрослые делились впечатлениями. Диалог с публикой – непременная составляющая многих фестивалей. Также как мастер-классы и лаборатории. Но образовательную программу “Территории. Kids” можно с полным правом назвать эксклюзивной. Она была адресована конкретной аудитории, подросткам, пробующим себя в театральных студиях. В музее “Гараж”, Центре современного искусства “Винзавод” шли занятия лабораторий в самых разных жанрах: променада, стендапа и стрит-арта.

Еще один проект стал школой для профессионалов, работающих в театрах и детских коллективах. На встречах с ними Петр Дранга и Петр Айду, Борис Павлович, Марфа Горвиц и Дмитрий Крестьянкин делились опытом и идеями.

“Здесь ты можешь придумывать свое” – девиз выставки “PlayMOMMA. Превращение”, спутника фестиваля, отлично формулирует цель акции, побуждающей детей к творчеству.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
№ 22 за 2022 год.

Print Friendly, PDF & Email