Тайное знание конца

Фото А.АНДРИЕВИЧА
Фото А.АНДРИЕВИЧА

«Посторонний» – дебютный роман Альбера Камю, манифест экзистенциализма и абсолютной свободы – не раз вдохновлял режиссеров на экранизации (в том числе Лукино Висконти) и инсценировки. Одна из них – режиссерский дебют актрисы Дарьи Макаровой, известной по ролям в Театре Наций, Электротеатре Станиславский, Театре Антона Чехова и многочисленным киноработам. Сорежиссером и художницей спектакля стала Анастасия Сэмбон (Головань)– лауреат премии «Святая Анна», участница многочисленных фестивалей мультипликации, художница документальных фильмов «Юрий Олеша по кличке писатель», «Иосиф Бродский. Разговор с небожителем», «Написано Сергеем Довлатовым», а также кинофильма «Заговор не таких» своего мастера Андрея Хржановского. Театральной публике она известна по работе в театрах «Тень» и «Практика». Грубый стол с бумагами, морщинистые маски из папье-маше, мыльные пузыри иллюзий – выразительные средства для воссоздания атмосферы одного судебного разбирательства в жарком Алжире. Спектакль появился на свет при содействии компании Community Stage и вошел в репертуар пространства «Внутри».

Учителя Мерсо, приговоренного к смертной казни за самое нелепое из убийств и спокойно принявшего свой приговор, играет один из самых харизматичных и трагических актеров своего поколения Семен Шкаликов. По-довлатовски возвышающийся над большинством, похожий на своего трагически рано ушедшего отца Сергея Шкаликова не только чертами лица, но и актерской темой чужака, не способного вписаться в предлагаемые обстоятельства мира. В «Постороннем» его возможности предельно сужены – связанный по рукам, сидящий на стуле арестант читает текст романа как приговор. Он практически лишен пластики и мимики, в его распоряжении только голос – глубокий, почти бесстрастный, но при этом удивительно театральный: голос «рисует» ситуации и персонажей как графику, скупо и точно. Это не наигрыш, не голосовая «маска», а какое-то почти незаметное переключение регистров. Мир точно пересоздается заново внутри этого голоса, а всё, что снаружи, – лишь безвоздушное пространство, не проводящее звук. Заключенные «в скорлупу ореха» (в положение связанного арестанта) и актер, и его герой головокружительно свободны – от любой игры и режиссерских находок, от страха, от страсти, от навязанных правил, от веры в религиозные миражи, от любви. Персонаж Шкаликова наделен каким-то тайным знанием конца, когда каждый будет приговорен, и не способен жить так, как будто можно пока отложить это знание и существовать, не учитывая его. Трудно вспомнить момент, когда актер освобождается от веревок, отрывается от текста протокола и возвращает себе право говорить глаза в глаза.

Другие герои пришлись на долю актрисы Натальи Иглиной, виртуозно меняющей выразительные маски и обличия людей, среди которых есть даже огромная черная муха, ползающая по столу прокурора. Ее фигура и лицо полностью скрыты черной материей, точно никабом. Этот Черный человек, меняющий личины, так разительно не похож на Мерсо, что тот обречен вечно чувствовать себя Посторонним, Другим, Чужим – и даже не страдать от этого. Не будет же человек страдать, если он не нашел понимания у робота или рептилии. Бесстрашная и беспощадная психологическая исповедь человека свободного звучит в сюрреалистическом мире как единственный голос разума. И только в финале Черный человек освобождается от масок и покровов, оказывается женщиной, живой, теплой, близкой. И Посторонний впервые находит ту опору, которой не знал прежде, паря в свободном падении в безвоздушном пространстве. А может, именно она и стала его единственной иллюзией.

Майя ВЕШКИНА

«Экран и сцена»
Октябрь 2022 год
а.