Пространство «Внутри»: перезагрузка с продолжением
От станции метро “Курская” путь театральных людей до недавнего времени лежал на улицу Казакова и в Денежный переулок – к “Гоголь-центру” и Театру.doc. Иных уж нет, а те далече – сначала заросла народная тропа театралов в Малый Казенный, теперь и “Гоголь-центр” закрыт, обезличен и, как водится, оделся в строительные леса. Но улица Казакова по-прежнему остается театральным адресом – здесь уже больше года существует пространство “Внутри”, деля с Gogol school здание под номером 8/3. В свете происходящих событий важность его возросла во сто крат.
Несколько лет назад, когда этим зданием еще владела компания РЖД, а Театр.doc впервые оказался бездомным, потеряв право на аренду помещения в Трехпрудном переулке, в театральном мире впервые прозвучало имя архитектора Олега Карлсона. Он просто предложил бездомному театру свою помощь. Из многочисленных московских “заброшек” выбиралась подходящая и силами команды Карлсона превращалась в театр. Так появилось здание на Разгуляе (отобранное после четырех месяцев работы и десяти премьер, последняя из которых – “Болотное дело” – привела к расторжению договора с театром). Затем два зала в Денежном переулке, где дважды успел пройти фестиваль “Любимовка” (закрыты после жалоб соседей на шум). Поползли шутки, что найдено решение, как облагородить подвалы Москвы, гоняя по ним Театр.doc. Бог любит троицу – третьей площадкой стал дом номер 8/3 по улице Казакова, площадку выкупил основатель Gogol School Илья Ромашко и разделил с будущим пространством “Внутри”.
Ибо здесь пути Театра.doc, где уже не было его основателей, и Олега Карлсона разошлись: Театр.doc обосновался “на Острове” (Садовническая набережная) и в промышленной зоне на Шоссе Энтузиастов. А отреставрированная площадка на Казакова стала оформляться как пристанище независимых спектаклей и театров, меняя названия и репертуар: “Площадка 8/3”, СНТ (Союз независимых театров) и, наконец, пространство “Внутри”. А Олег Карлсон за время своего театрального строительства превратился еще и в театрального продюсера.
Каждой твари по паре
Среди пригретых Олегом Карлсоном спектаклей – трилогия Владимира Мирзоева об общественных катаклизмах: “Я убил царя” Олега Богаева, “Две стрелы” Александра Володина и примкнувший к ним “Толстой и Столыпин” Ольги Михайловой по частной переписке двух мыслителей, который игрался раньше в Театре.doc.
Еще – спектакль стремительно набирающего режиссерский вес и мастерство Антона Федорова “Это не я” по пьесе, написанной в соавторстве с Арсением Фарятьевым (тот же тандем сочинил золотомасочное “Королевство кривых”): рассказанная с помощью простых, повторяющихся словесных конструкций эмоциональная исповедь интеллигента-неврастеника, неудачника и романтика, который тщетно пытается объясниться с миром.
Или прелестная “Аня на диване” по стихам кинорежиссера Анны Озар, где она сама сыграла заглавную роль, – реверсивное движение от развода к знакомству, от несчастья к счастью, мимо точки бифуркации, которую легко можно проскочить, и обратно.
Или новая версия “Дней Турбиных” в постановке Татьяны Марек – в этом году история киевского дома, осажденного войной, производит оглушающее впечатление.
Но главное, что прямо сейчас пространство “Внутри” становится своеобразным Ноевым ковчегом для театральных коллективов, постановок и отдельных людей, чья жизнь кардинально изменилась в этом году. Благодаря системе резиденций, в пространстве “Внутри” будут идти спектакли независимого театрального проекта “Дочери СОСО” (“Финист ясный сокол” и “Рисовая собака” Жени Беркович), Театра Взаимных Действий (“Университет птиц” Ксении Перетрухиной, Шифры Каждан, Леши Лобанова, Александры Мун), “Инклюзиона” (“Здесь больше, чем просто селедка” Туфана Имамутдинова по картине Питера Брейгеля “Нидерландские пословицы”), “фрагмент” от “Гоголь-центра” – спектакль “Буковски” Антона Федорова, “фрагмент” от прежнего, настоящего, ЦИМа – “Море. Сосны” по пьесе Михаила Угарова в постановке Саши Денисовой.
Пространство “Внутри” уже стало родным домом для выдающихся актрис нашего времени – Веры Бабичевой, Елены Кореневой, Людмилы Петрушевской (ведутся переговоры с Лией Ахеджаковой). И одновременно – той студией, которая, по мысли Леопольда Сулержицкого, необходима молодым актерам в их становлении на границе школы и театра. В пространство “Внутри” приглашены спектакли вчерашних студентов, уже ставшие заметным явлением в театральной жизни. В их числе экологическая сказка “Кумуткан” по рассказу Евгении Некрасовой в постановке Светланы Земляковой (курс Олега Кудряшова), “Заповедник” Довлатова–Пушкина в постановке Владимира Комарова (курс Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова), “Сантьяго” Кристобаля Рохелио Пегаруры в режиссуре Андрея Михалёва (курс Олега Глушкова) и вербатим “90-е” (курс Бориса Плотникова), созданный детьми тех, чье становление пришлось как раз на это время. А также работы Школы нового кино: “Время желаний” в постановке Юрия Муравицкого и “Contractions” в постановке Светланы Ивановой-Сергеевой.
И степ, и шляпа, и любовь для Коломбины Ивановны
Открывающийся сезон объявлен в пространстве “Внутри” Годом Петрушевской. “Внутри” и так самое “петрушевское” место в Москве на сегодняшний день. Здесь идут два спектакля по ее пьесам. “Он в Аргентине” посвящен памяти Дмитрия Брусникина, ставившего его, точно играя в прятки со смертью: сначала умерла Ия Саввина, затем погибла Марина Голуб, премьеру сыграли Роза Хайруллина и Юлия Чебакова, которые и сегодня продолжают выращивать это диковинное растение, и каждый их спектакль не похож на предыдущий. А также “Квартира Коломбины” в постановке Екатерины Дубакиной, перешедший сюда из Театра на Бронной – вместе со сферическими креслами, разнокалиберными шарами и невероятной Верой Бабичевой, для которой эта работа чрезвычайно важна (к слову, она играет в спектакле своей ученицы). Обе постановки обрели “Внутри” второе рождение. Но главное – именно здесь можно увидеть и “Кабаре” самой Людмилы Петрушевской, писательницы, сказочницы, провидицы, художницы, певицы, посланницы Искусства без деления на виды.
Пространство “Внутри” объявляет питчинг эскизов по пьесам Петрушевской – известным и неизвестным, играющимся много лет или некогда закрытым. Все эти старые и новые спектакли вместе с постановками других театров Москвы войдут в сводную афишу московской Петрушевской. Лучшие будут отмечены премиями (Золотая и Серебряная Петрушевская, Коломбина Ивановна за лучшую женскую роль). Победителей выберет компетентное жюри в составе… самой Людмилы Стефановны. Кроме того, готовится издание двухтомника ее пьес и Глобус Петрушевской – каталог постановок по миру. 26 мая, когда писательнице исполнится 85 лет, в Государственном Литературном музее откроется посвященная ей экспозиция.
“Мне было очень важно, чтобы Людмила Стефановна Петрушевская освятила своим присутствием это место, – говорит Олег Карлсон. – Чтобы прошла здесь королевой в своей невероятной шляпе. Я показал ей театр, завел и в Gogol school. В одном из залов сидящие на полу студенты удивленно уставились на даму в шляпе. Вот, говорю, дети, это Людмила Петрушевская, она сочинила “Сказку сказок”. Ну и она их словесно “отшлепала” – мол, если входит человек старше вас раз в десять, надо бы встать, вдруг это режиссер в поисках молодых талантов. Во втором зале, где занимался Алексей Нарутто, все вскочили и зааплодировали – довольная Петрушевская в ответ рассказала им сказку. В третьем – три девушки в голубом репетировали пластический этюд. “А вы умеете танцевать степ? Нет? А надо бы – когда ребенок злится, он топает ногой, и вся плохая энергия уходит”, – сказав это, ко всеобщему восторгу Людмила Стефановна принялась бить чечетку. Вот так и освятила наше пространство”.
Собака рисовая, собака синяя
Когда готовился этот номер, пришла тревожная весть – тяжело заболел поэт Федор Сваровский, чьи стихи легли в основу спектакля “Рисовая собака” Жени Беркович и компании “Дочери СОСО”. Молитвами за спасение поэта стало чтение и публикации его стихов – так “рисовые собаки” разбредаются сегодня по домам и душам. Новый сезон пространства “Внутри” откроется 5 сентября именно “Рисовой собакой”, которая за полтора года существования уже успела обрести поклонников. Но впервые “Рисовая собака” будет сыграна с продолжением: второй акт под названием “Синяя собака” поставлен по стихам современных российских поэтов, написанным за последние полгода, когда кардинально и навсегда изменилась вся жизнь. Законспектировавших нашу боль, отчаяние и надежду.
Ольга ФУКС
«Экран и сцена»
№ 16 за 2022 год.