У каждого свой берег

Кадр из документального фильма “Выборг, свой берег”
Кадр из документального фильма “Выборг, свой берег”

ПРИЗЕРЫ ХХХ ФЕСТИВАЛЯ РОССИЙСКОГО КИНО “ОКНО В ЕВРОПУ” В ВЫБОРГЕ

КОНКУРС ИГРОВОГО КИНО

Лучший фильм – “ЭКСПРЕСС”, режиссер Руслан Братов

Особое упоминание жюри за лучшее музыкальное решение – композитор Антон СИЛАЕВ, фильм “Велга”

Особое упоминание жюри за дуэт антагонистов – “ИМПЕРАТОР”, режиссер Альфия Хабибуллина

Спецприз жюри за лучшую операторскую работу – Александр ХУДОКОНЬ (“Экспресс”)

Спецприз жюри за лучший актерский ансамбль – “ЭКС-ПРЕСС”

Спецприз жюри за лучшую женскую роль – Дарья ЕКАМАСОВА (“Накануне”)

КОНКУРС НЕИГРОВОГО КИНО

Лучший фильм – “ОГОНЬ”, режиссер Анна Яновская

Особое упоминание жюри – “КАМНИ”, режиссер Арман Айвазян

Особое упоминание жюри – “НОЕВ КОВЧЕГ”, режиссер Григорий Курдяев

Спецприз жюри – “ЛЕГЕНДА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА”, режиссер Сергей Винокуров

КОНКУРС АНИМАЦИОННОГО КИНО

Главный приз – “МОЙ ДРУГ ТИГР”, режиссер Татьяна Киселева

Спецприз жюри – “МОЙ СОЛДАТИК”, режиссер Екатерина Черная

Особое упоминание жюри – “БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ ДЕНЬ”, режиссер Василий Чирков

Особое упоминание жюри – “АПЕЛЬСИН”, режиссер Мария Якушина

Особое упоминание жюри – “ИСКРА”, режиссер Валентина Набиулина

Приз имени Саввы Кулиша – “ВЫБОРГ, СВОЙ БЕРЕГ”, режиссер Ашот Джазоян

Приз президента фестиваля – “ВОЛНЫ”, режиссер Михаил Брашинский

Победитель голосования кинокритиков – “ИМПЕРАТОР”, режиссер Альфия Хабибуллина

ПРОГРАММА “ВЫБОРГСКИЙ СЧЕТ”

1 место – фильм “ДАЛЕКИЕ БЛИЗКИЕ”, режиссер Иван Соснин

2 место – “ПЛОТНИК”, режиссер Авдотья Смирнова

3 место – “КАЛЕНДАРЬ МА(Й)Я”, режиссер Виктория Фанасютина

Через окно в башне Выборгского замка открываются дали. И исторические тоже. В Европу прорубив окно, Петр Великий, как известно, надменного соседа не пощадил, и шведский флаг на башне Олафа по приказу Федора Апраксина, чьи войска осаждали Выборгский замок, был заменен петровским штандартом.

Организаторы выборгского кинофестиваля “Окно в Европу” завоевывать никого не собирались. Пришли в этот город с мирными целями. И помыслы их чисты и благородны: российское кино в массы.

И пусть никто не обижается – многие из нас, журналистов и критиков, ездили на фестиваль не только из-за кино. Сам Выборг притягивал, и бывать в нем хотелось еще и еще. Вообще они очень подходят друг другу – этот город и этот фестиваль. Никакие гала-шоу, никакие парадные лестницы не способны соперничать с брызгами прощального фейерверка, летящими в звездное небо со стен средневекового замка и тающими в темно-глубокой воде залива. Нет-нет, да и всплывут в московской суматохе картинки – брусничные поляны, дикие валуны, заросли вереска, плещущая у ног вода в парке Монрепо, камни крепостных стен, закат над заливом, тихие улочки старого города, кафе “Сова” на одной из них, случайно обнаруженное нами во время прогулки и ставшее местом кинокритических посиделок, лодки у причала напротив нашей гостиницы, заплыв на катере к островам. И одиноко светящееся окно в башне Олафа, упиравшейся в ночное небо.

Затеяв тридцать лет назад кинофестиваль, его организаторы (а среди зачинателей этого дела – Марлен Хуциев, Савва Кулиш, Станислав Ростоцкий, Микаэл Таривердиев) развеяли в данном месте миф о том, что публика забыла дорогу в кинотеатры, и все время подогревали зрительский интерес к отечественному кино.

На этих страницах – лишь небольшая часть фильмов конкурсной программы нынешнего “Окна в Европу”. Документальные фильмы. И первый в списке – о Выборге.

“ВЫБОРГ, СВОЙ БЕРЕГ”. Режиссер Ашот Джазоян.

Фильм “Выборг, свой берег” мог бы так и остаться путеводителем, пусть увлекательным, но путеводителем, если бы не был о любви. К городу, к делу, которым занимаются его жители, друг к другу, к своим берегам, к каким-то очень важным вещам, без которых невозможно обойтись.

Для Алексея Мельнова, ученого секретаря Выборгского музея-заповедника, это “лучшее место в мире”. Между прочим, свою будущую супругу он встретил в выборгском замке. Они живут в Санкт-Петербурге, а Алексей каждый день ездит в Выборг на работу. Пока ничего менять не хочет. Изучает Петровскую эпоху; в библиотеке замка 15 тысяч книг, так что есть место для поиска и открытий.

Дарья Шкурльятева более тридцати лет прожила в Москве, однажды оказалась в Выборге и осталась здесь, похоже, навсегда. Не просто сменила место жительства, а стала регентом хора лютеранского собора. В хоре собрались местные жительницы. Как же красиво звучат их песнопения…

Когда-то по Выборгу ходили трамваи. Предприниматель Александр Нисторович захотел вернуть на городскую улицу хотя бы один вагон – как память, как символ. На судостроительном заводе из груды металла трамвайный вагон был восстановлен и стоит на пересечении улиц. Александр открыл здесь кафе и принимает гостей. А рядом – скульптура вагоновожатого.

Константин и Людмила Телицкие обосновались в “Лавке стеклодува”, где “вытворяют” (иначе не скажешь) удивительные вещицы.

Елена Рогозина – директор библиотеки А.Аалто, знаменитой библиотеки. Александр Смирнов – руководитель музея-заповедника “Парк Монрепо”, заповедного места. Максим Кузнецов – яхтсмен, ходит под парусом на свои любимые острова, учит других управлять яхтой.

Смотрителю Выборгского музея-заповедника Ивану Першину – 22 года. Главная его забота – часы на городской башне. Им почти 200 лет. Несколько лет назад они встали. Ивану удалось разобраться, в чем дело и завести их. И ничего, что они “шалят” на 30 секунд в неделю – Иван считает, что для часов такого возраста это нормально. Он поднимается по лестнице внутри башни, смотрит с высоты на город. Ход часов дает ему спокойствие. И город спокоен, когда идут часы.

“ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ”. Режиссер Андрей Бутузов.

Школьная линейка 1 сентября. И вполне естественный вопрос на пороге школы: кем бы ты хотел быть?

– Футболистом.

– Врачом, поступить в мединститут.

– Поехать в Санкт-Петербург, учиться на ракетостроителя.

– Вертолеты делать.

– Пожарным МЧС.

– Помощником водителя поезда.

– Полицейским… Космонавтом… Учителем…

Кое-кто из жителей Курчатова когда-то тоже мечтал о карьере футболиста, но работает на Атомной электростанции. Практически все жители этого города так или иначе связаны с АЭС. Первая очередь Курской АЭС работает полным ходом. Идет строительство нового блока. Сыну одного из местных жителей два года, а отец уже видит его на АЭС.

Трудно понять: станция расположена внутри города или город – внутри станции. Несчетное количество вышек, проводов, гигантских сооружений, где как пчелы трудятся люди. Не случайно авторы фильма проводят аналогию с жужжащим пчелиным роем. Аналогия напрашивается еще и потому, что чрезмерное приближение к пчелам не так уж безопасно для человека. А жизнь жителей Курчатова и села Быки напрямую связана с АЭС. И опасность такого соседства безусловна. Но говорят они все о стабильности, постоянстве, уверенности в себе, уверенности в завтрашнем дне, говорят, что работа здесь дает им повод для оптимизма. И никто не хочет отсюда уезжать.

Отец Александр перед рукоположением тоже работал на станции, но его, по его же словам, что-то все время “подтачивало”: “Я почувствовал, что мне тяжко. Понял, чего не хватало. Шири не хватало. Поле, рожь, подсолнухи – вот это мое. Как только такие мысли пришли, бог дал мне указ – в глухую деревню. Испытание было большое”.

А кого-то испытывают турбины АЭС.

Но я бы, если бы был выбор, тоже предпочла деревенскую глушь…

Кадр из документального фильма “Как мы жили в коммуналке”
Кадр из документального фильма “Как мы жили в коммуналке”

“КАК МЫ ЖИЛИ В КОММУНАЛКЕ”. Режиссер Павел Мирзоев.

Мы жили несколько дней у друзей в коммунальной квартире в доходном доме на Фонтанке. Комнату они перегородили и сделали отдельное жилье для сына. Сын повзрослел, уехал к жене, и мы обретались в его “апартаментах”. Наша подруга, у которой мы остановились во время той поездки, рассказала, как на кухне на нее буквально по-хулигански наехала соседка. Причем не первый раз. Подруга, интеллигентная женщина, не выдержала, занесла над соседкой сковородку, но вовремя опомнилась. И таковы детали коммунальной жизни…

Поэт Лев Рубинштейн написал своего рода трактат о коммуналках, где есть такие строки: “…Бытовая, образовательная, этническая, даже, если хотите, сословная многоукладность коммунальной квартиры роднила ее со средневековым городом. Та же теснота, та же регламентированность быта. Там тоже есть рыночная площадь – кухня, где осуществляется товарный и информационный обмен: одалживается луковица до завтра и трояк до аванса. Или: Вера Сергеевна, что вы добавляете в борщ, что он у вас такой наваристый?”

Несколько газовых плит, столов и шкафчиков на кухне. Санки и велосипеды в коридоре. Коробки, кастрюли, тазы, баки, ящики. Черный телефон на стене и черный электрический счетчик. Кладовки, забитые до потолка вещами. Бесконечность загадочных лабиринтов чердаков, подвалов, черных ходов…

Пожалуй, каждый, кто имел дело с коммунальным житьем-бытьем, может вспомнить тысячу связанных с ним мелочей.

Москва. Сретенский бульвар, доходный дом “Россия”. Дом с историей. Здесь жили ученые, писатели, архитекторы, журналисты, актеры; здесь находились мастерские художников Ильи Кабакова и Юло Соостера; здесь работал Михаил Булгаков. Даже сегодня в этом вроде бы элитном доме сохранилось несколько коммуналок. Они прошлое и настоящее.

В этом самом доме на Сретенском жила и семья режиссера Павла Мирзоева. Он пригласил нас в путешествие в детство. Свое, своих знакомых, друзей. Среди персонажей фильма – художник Константин Сутягин. Живет в коммуналке на Бауманке и никуда отсюда не хочет переезжать. Вид из окна ему дороже комфорта. Любит вещи, устоявшиеся в быту, в культуре.

Художник Алексей Никулин делает миниатюрные коммуналки из пластилина, сохраняет своим искусством воспоминания об их предметном мире, устройстве, атмосфере. Его пластилиновые “изделия”, как и кадры старой кинохроники, воспроизводят время, возвращают в коммунальное прошлое (а в фильме оно, скорее, романтизируется), о котором порой вспоминается с теплотой и ностальгией. Но не всем хочется туда возвращаться.

P.S. Несколько слов еще об одной работе Павла Мирзоева. На одном из кинофестивалей “Сталкер” показали его документальный фильм “Наум Коржавин. Время дано”. Фильм о человеке, который ничего не боялся, не изменял себе, шел против несправедливости, за честность и добро. Он прожил длинную жизнь, и перенес испытания, которых хватило бы не на одну. Сам Наум Моисеевич считал, что ему в жизни повезло, что все плохое заканчивалось, что ему удалось главное – стать самим собой и несмотря на все испытания остаться равным самому себе.

“…Время дано.

Это не подлежит обсужденью.

Подлежишь обсуждению ты,

Разместившийся в нем”.

“РОДЧЕНКО”. Режиссер Иван Батурин.

Кто-то очень точно назвал этот фильм – “ живописно-экспериментальным байопиком”. Авторы сделали попытку показать и осмыслить одну из важных страниц в творческой жизни Александра Родченко, художника, фотографа. И, пожалуй, самое привлекательное и изобретательное в фильме – его визуальный ряд. Монтаж фрагментов из “Октября”Сергея Эйзенштейна, “Человека с киноаппаратом”Дзиги Вертова, документальных картин “История российского дизайна”, “Канал имени Сталина”, работ Казимира Малевича, Владимира Татлина, Михаила Ларионова, Михаила Матюшина. Работ самого Родченко – картин, фотографий.

Шестнадцать минут экранного времени. Эскиз к портрету новатора, испытателя, мастера, перевернувшего мир искусства и искусство в мире.

Несколько слов о режиссере Иване Батурине. Молод. Выпускник Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (кафедра режиссуры неигрового кино). Он же автор сценария, художник, звукорежиссер, продюсер. Так что “Родченко” в чистом виде авторское кино.

«ХЛЕБ, “СЕВЕР” И КОБАЛЬТ». Режиссер Сергей Дебижев.

Сергей Дебижев – автор основательных проектов со своими специфическими приемами съемок и монтажа. Он снял фильмы о Цое, Курехине, фильмы “Последний рыцарь империи”, “Крым небесный”, “Золотое сечение”, “Раскаленный хаос”. О лидерах отечественного рока, о Соловецком монастыре, о мировых культурах и религиях.

«Хлеб, “Север” и кобальт» – масштабное историческое кинополотно о блокадном Ленинграде. Три новеллы. Три страницы трагической жизни города. Три истории о стремлении выжить, когда о выживании не могло быть и речи.

Кинохроника Великой Отечественной. Немецкие танки на наших полях. Немецкие самолеты в небе над Ленинградом – с высоты можно разглядеть Исаакиевский собор. Снаряды, летящие на город. Блокада.

Новелла первая – “Хлеб”. 125 грамм – блокадная норма на человека в сутки.

После взрывов на Бадаевских складах город лишился трех тысяч тонн муки и 700 тонн сахара. Нормы для жителей города стали снижать. Продуктов не хватало. Как пополнить запасы едва ли не самого необходимого для жизни? Любые дороги

соединения с Ленинградом были дорогами смертников. Пришлось изобретать новые рецепты, искать заменители муки, масла. Так появился блокадный хлеб. Вроде бы похожий на обычный, но особенный…

В новелле “Север” речь идет о том, как в блокадном Ленинграде было налажено серийное производство радиостанции “Север”, так необходимой и фронту, и самому городу.

Третья новелла – “Кобальт”.

Наверняка, многие из тех, кто приезжал в город на Неве, пытались купить хотя бы одну чашечку (о сервизе не было и речи – и не достать, и не дешево) с удивительным узором на фарфоре – насыщенно синей, кобальтовой сеткой. По одной из версий, рисунок этот был навеян крест-накрест заклеенными в блокаду оконными стеклами. Автор – Анна Яцкевич, художник Ломоносовского фарфорового завода. Изделия с таким узором начали выпускать в 1944 году.

А с началом войны, когда завод был эвакуирован, Анна и еще несколько художников, оставшихся в Ленинграде, “прятали” боевые корабли. Над ними были растянуты сети, а к сетям прикреплялась ткань, которую расписывали вручную, превращая ее в воды реки…

В документальном “Крыме небесном” режиссер дал нам возможность приподняться над землей, взглянуть на полуостров Крым из космоса, открыть его таким, каким никто еще не видел. В картине «Хлеб, “Север” и кобальт» – опустил на землю, чтобы еще раз напомнить о том, что было в те страшные блокадные дни, чтобы не забывали…

Кадр из документального фильма “Ноев ковчег”
Кадр из документального фильма “Ноев ковчег”

“НОЕВ КОВЧЕГ”. Режиссер Григорий Курдяев.

Емелиан Сосинский был вполне успешным бизнесменом, но круто изменил свою жизнь – организовал приюты для бездомных. Сам Сосинский объясняет этот крутой поворот так: “С тех пор, как я стал верующим человеком, мне стало жить намного проще. Я теперь верю в то, что ничего в жизни просто так не бывает. Все закономерно. Если человек оказался в приюте для бездомных, то он долго шел к тому, чтобы там оказаться…”

В приюте живут и работают. А попадают сюда люди по разным причинам. Оставшиеся без дома, семьи, родных, отсидевшие срок и никому не нужные… Немало обстоятельств. У Сосинского и его сподвижников одна задача – забрать с улицы как можно больше людей. И берут сюда только тех, кто согласен жить по заведенным здесь правилам. Главный закон – сухой. Одно из самых тяжких нарушений – употребление спиртного и наркотиков.

Эти люди не нужны государству. И деваться им некуда. А человек, оказавшийся на улице, становится либо преступником, либо жертвой. Государство закрывает глаза, а команда Сосинского спасает.

За восемь месяцев обитатели приюта своими силами восстановили сгоревший в Подмосковье дом. И поселили там матерей с детьми. Детей больше пятидесяти.

Большое хозяйство Емелиана Сосинского – сеть домов трудолюбия “Ной”. Домов уже восемнадцать. Жителей – почти тысяча. Кто-то приходит и уходит, кто-то остается. На прибитой к дереву дощечке надпись – Площадь Надежды.

Алена ДМИТРИЕВА

«Экран и сцена»
№ 16 за 2022 год.