Письмо Ассоциации театральных критиков о ситуации в Хабаровском ТЮЗе

Министру культуры РФ Любимовой О. Б  Министру РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Чекункову А.О.  Полномочному представителю Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Трутневу Ю.П.  Губернатору Хабаровского края Дегтяреву М.В. Уважаемые Ольга Борисовна, Алексей Олегович, Юрий Петрович, Михаил Владимирович! Ассоциация театральных критиков выражает серьезную обеспокоенность в связи с разрушительной кадровой политикой в области культуры в Хабаровском крае. В конце 2020 года на должность министра культуры края был назначен Ермошкин Юрий Иванович. За полтора года пребывания Юрия Ермошкина на этом посту 9 из 15 подведомственных минкульту Хабаровского края учреждений сменили директоров. Были уволены руководители Краевого Театра кукол, Краевого научно-образовательного творческого объединения культуры (КНОТОК), Краевого Парка культуры и отдыха им. Муравьева-Амурского, Приамурского зоосада им. Сысоева, Краевой специализированной библиотеки для слепых, Краевого академического музыкального театра, Краевого Дворца культуры и спорта «Русь», Хабаровской Краевой филармонии.   27 июля 2022 года развернулся скандал вокруг Хабаровского краевого театра юного зрителя. Министерство культуры Хабаровского края под надуманными предлогами не продлило контракт с директором Хабаровского ТЮЗа Якуниной Анной Анатольевной. Хорошо зная театральную ситуацию в России, мы беремся утверждать, что Хабаровский ТЮЗ – один из самых интересных и динамично развивающихся театров страны для детей и юношества. Это подтверждается участием ТЮЗа в самых престижных театральных фестивалях, большим количеством государственных и профессиональных наград. Этот успех был бы невозможен без директора Анны Якуниной и художественного руководителя Константина Кучикина, которые занимались строительством театра, начиная с 2007 года.   2 августа в прессе появились порочащие художественную и деловую репутацию театра публикации, где Министерство культуры Хабаровского края пояснило причины, по которым была уволена директор Хабаровского ТЮЗа Анна Якунина. Помимо вопросов к финансово-хозяйственной деятельности, у министерства возникли претензии к репертуару театра, в частности, к детскому спектаклю «Цацики идет в школу» в постановке Юлии Каландаришвили. Напомним, что в 2018 году спектакль и исполнительница главной роли были отмечены премией Губернатора Хабаровского края в области театрального искусства. В нынешних же публикациях говорится, что в спектакле усматривают «элементы пропаганды ЛГБТ» и «популяризацию конфликта между обществом и властью». Поскольку эти голословные обвинения явно нуждаются в экспертизе профессионального сообщества, Ассоциация театральных критиков подготовила экспертное заключение о спектакле, которое прилагается к настоящему письму.  Серия непродуманных кадровых решений министра культуры Хабаровского края может привести к кризису культурных институций в Хабаровском крае. В частности, к разрушению творческого коллектива Хабаровского ТЮЗа, который создавался долгие годы и привел театр к выдающимся успехам. Просим вас вмешаться в ситуацию и не допустить такого развития событий.   Приложение:   Экспертное заключение Ассоциации театральных критиков о спектакле Хабаровского ТЮЗа «Цацики идет в школу»   Спектакль «Цацики идет в школу» основан на книге классика современной детской литературы Мони Нильсон-Брэмстрем — лауреата почетной Премии имени Астрид Линдгрен. Постановка Юлии Каландаришвили высоко оценена экспертным сообществом: она приглашена в программу фестиваля «Золотая Маска» «Детский Weekend», с большим успехом прошла в Москве, а позже была показана и в других городах в рамках проекта «Золотая Маска в регионах». Спектакль также принимал участие в федеральной программе «Большие гастроли».   Ни в спектакле, ни в книге не поднимаются вопросы, связанные с ЛГБТК+. Мальчик Цацики живет в неполной семье, с мамой — таких семей очень много и в России. Но эту семью никак нельзя назвать неполноценной, так как мама тут всегда на стороне ребенка, поддерживает его и помогает пережить все сложности школьной адаптации. Более того, у мальчика есть отец, живущий в другой стране, и в следующей книге серии они вместе с мамой отправляются на его поиски. Эта история, напротив, говорит о важности семьи в жизни ребенка, семьи – как надежной опоры, родителей – как лучших друзей.   Пассаж о «популяризации конфликта между обществом и властью» можно было бы оставить без комментариев из-за его абсурдности, так как про власть ни в книге, ни в спектакле речь вообще не идет. Но если его авторы имели в виду конфликт между человеком и обществом, то заметим, что на нем построено большинство произведений мировой литературы, как детской, так и взрослой. А в книге Мони Нильсон-Брэмстрем как раз дается рецепт мирного выхода из таких конфликтов, а также потрясающий пример умения слышать и понимать детей, которому стоило бы поучиться многим взрослым, родителям, учителям и не только.   Члены Ассоциации театральных критиков считают обвинения в адрес театра необоснованными. Спектакль честно и откровенно говорит со зрителями об отношениях между людьми разных возрастов и социальных групп, о дружбе, об одиночестве, о первых разочарованиях и победах и, главное, о том, что «сильным изнутри человека делает любовь». Принято на общем собрании АТК большинством голосов.

6 августа 2022