Осенью фестивали сменяют друг друга в режиме нон-стоп. В том числе фестивали детских театров и театров кукол. Но есть странная диспропорция: почти все они проходят в европейской части страны. Фестивали за Уралом можно пересчитать по пальцам. И чем дальше от Москвы, тем острее люди театра чувствуют свою оторванность, изолированность от “материка”. В конце сентября в Петропавловске-Камчатском провели фестиваль “Папа Карло”, который, по замыслу организаторов, должен объединить кукольников огромного дальневосточного региона.
Папа Карло – герой любимого детского мифа. Он – и отец Буратино, добрый, любящий, прощающий все проделки, и, одновременно, создатель деревянного человечка из полена, по сути, архетип художника-кукольника. Название соответствует идее Зиновия Ефимовича Кужелева, художественного руководителя Камчатского театра кукол, справедливо считающего профессию Папы Карло важнейшей.
Папа Карло – герой любимого детского мифа. Он – и отец Буратино, добрый, любящий, прощающий все проделки, и, одновременно, создатель деревянного человечка из полена, по сути, архетип художника-кукольника. Название соответствует идее Зиновия Ефимовича Кужелева, художественного руководителя Камчатского театра кукол, справедливо считающего профессию Папы Карло важнейшей.
Уже на первом фестивале, состоявшемся в прошлом году, показу спектаклей сопутствовала выставка эскизов и кукол. На нынеш-нем, втором по счету, их было две. Одна – “Магия кукол” в выставочном зале Камчатского художественного музея, другая, посвященная юбилею хозяев фестиваля, – в самом театре. Немаловажно, что на выставке “Магия кукол” были показаны не только работы художников Камчатки, но и Театра кукол Владивостока.
Безусловным событием фестиваля стал “Цирк на ниточках” – авторский спектакль Виктора Антонова, создателя уникальных кукол. Сама по себе форма циркового представления – традиционна, но “Цирк” Антонова – своеобразный эталон, показывающий фантастические возможности театра марионеток. Каждый из персонажей наделен индивидуальностью. Это касается не только “образа” (все марионетки выполнены с отменным вкусом и юмором в стиле старого цирка, знакомого нам по кинохронике, плакатам, афишам), но и “таланта” показывать чудеса: летать, поднимать вес, показывать фокусы, ездить на моноцикле, совершать головокружительные кульбиты…
Виктор Антонов знает, на что способна каждая кукла (что неудивительно, поскольку он ее вырезал и сконструировал), хотя уверяет, что его деревянные персонажи постоянно преподносят ему сюрпризы. Маленькие куклы необыкновенно грациозны, пластичны. Самое восхитительное в быстро сменяющих друг друга номерах – нюансы, оттенки. Как смотрит Клоун на птичку (глаза и в самом деле “смотрят”, зрачки движутся, придавая лицу мечтательное выражение). Зритель замирает от восторга, следя за тем, как сгибаются и разгибаются ножки гимнастки в такт музыке. Изумляется слаженной работе компании кувыркающихся обезьянок, верблюду, изрыгающему пламя. Искусство кукловождения в данном случае так виртуозно, что о кукловоде забываешь, как забываешь о “ниточках”, с помощью которых Артист приводит своих героев в движение. Сам он серьезен, сосредоточен, непроницаем и словно уходит в тень, выводя кукол на первый план.
Всем знакомая по классическому номеру трио “Лицедеев” песенка “блю-блю-блю канари”, сопровождающая выход Клоуна, обволакивает, завораживает, настраивает зал: с этого номера начинается представление. Музыка тщательно подобрана и в некоторых случаях тоже стилизована известным приемом “ускорения”: так, в финале голос Буратино поет “Когда простым и нежным взором”. Слова былого шлягера “Дружба”: “мы так близки, что слов не нужно” очень подходят смыслу представления, и эта близость двоякая: демиурга-волшебника и его героев, и всех вместе – со зрителями.
С “Цирком на ниточках” (входящим в репертуар санкт-петербургского театра “Кукольный формат”) Виктор Антонов объехал полмира. Однако в контексте фестиваля “Папа Карло” его спектакль был необыкновенно ценен. Не секрет, что критерии во многих театрах утеряны. Живой план теснит куклу, превращая ее в “реквизит”. Спектакль Антонова задает планку, демонстрирует высочайший уровень мастерства, который, конечно же, труднодостижим. Но очень важен ориентир, напоминание об идеале. После спектакля состоялся “мастер-класс” Виктора Антонова, с которого взволнованные участники уходили неохотно.
В этом году Камчатскому театру кукол исполнилось 30 лет. Подвести итоги, а заодно отпраздновать юбилей решили на фестивале. Начали с программы “Нам 30 лет”, состоящей из монтажа фрагментов спектаклей былых времен, а закончили общим “Дальневосточным капустником”. Гости дарили подарки, но и сами не были обойдены вниманием: почти ежедневно всех участников возили на экскурсии на Тихий океан и в горы: впечатления от камчатских пейзажей были потрясающими. Становилось понятно, почему Зиновий Кужелев, приехавший в Петропавловск из Ленинграда 30 лет назад, остался строить здесь театр. Он начинал главным художником, а с 1992-го стал худруком. Ему театр обязан многим и, прежде всего, атмосферой доверия и дружелюбия. Эта атмосфера окружает зрителя с порога, за которым начинаются чудеса. Ну, где еще представится возможность позвонить Волшебникам по телефону-автомату (в это время за кулисами ведется видео-наблюдение, и артисты-“волшебники” видят своих собеседников и вступают с ними в задушевный разговор)? Отличная выдумка – настоящий штурвал, который дети самозабвенно крутят по очереди, воображая себя храбрыми капитанами. Здесь любят зрителей и умеют с ними работать.
На фестивале показали авторский спектакль Сергея Столярова “Машеньки и медведи”. В основу его легли сказки “Три медведя” и “Маша и медведь”. Столяров сочиняет спектакль для маленьких, в котором три актрисы существуют как рассказчицы, кукловоды и исполнители ролей медведей и медведиц. В прологе Мама (Н.Кузьмина) и Бабушка (Г.Логвинец) никак не могут справиться с шалуньей Машенькой (куклой). Постепенно из привычной, житейской истории вырастает сказка. Ее творят вместе со зрителями. Несколько раз рассказчицы вызывают помощников из зала. Так, например, дети должны помочь кукле выполнить задание Медведя – подмести пол и замесить тесто, что они и делают с восторгом. Редкий случай по-настоящему удачного использования “интерактива”.
Программа фестиваля “Папа Карло” пока составляется без отбора. Театрам Дальнего Востока предоставляется право самим выбрать название. На первых порах такой путь возможен как смотр сил. Правда, есть подозрение, что не последнюю роль в выдвижении того или иного спектакля играет принцип: по одежке протягивай ножки. Так, скажем, Приморский театр кукол из Владивостока вынужден был ограничиться участием в выставке и “капустным” номером: денег на поездку найти не удалось. Магаданский театр кукол привез портативные “Приключения Бруснички”, более уместные для “внутреннего” пользования – типичный “выездной” спектакль. Характерно, что в программке нет автора пьесы. Обозначен лишь жанр – “по мотивам фольклора народов Севера”. Впрочем, о фольклоре напоминает лишь “сувенирная” шубка куклы и орнамент на костюмах. Сама история девочки, потерявшей маму и попавшей в рабство к Крысе, кажется странной, как и хэппи-энд, в котором ребенка удочеряет Медведь (можно подумать, что судьба Маугли – предел мечтаний).
В спектакле “Секрет” Амурского областного театра Актера и куклы из Благовещенска автором пьесы объявлена М.Нежданная, соединившая “Иван Иваныч Самовар” Даниила Хармса со “Сказкой про Принцессу” Генриха Сапгира. Разнобой текстов рождает стилистический разнобой. Почему, к примеру, все герои “Самовара” – клоуны? А Дракон в сказке о Принцессе похож на китайскую игрушку? Режиссер и художник Н.Румянцева не дает ответа.
Единственным спектаклем без живого плана стала “Чепуха-ха-ха!” Хабаровского Театра кукол. Автор и режиссер пьесы Константин Кучикин. Вместе с художником П.Оглуздиным он интересно работает со светом и видео-проекцией. Главная героиня – Внучка – “идет” по городу (за ее спиной экран, на который проецируются улица, деревья, мчащиеся машины). Потом она попадает в лес, и вот тут начинается настоящее волшебство: из куколки рождается бабочка, снуют муравьи (все это на фоне меняющейся погоды, “настоящего” дождя). Хабаровчане порадовали умением работать с куклами, да и сами куклы придуманы и выполнены с фантазией. Досадно, что и в “Чепухе” возникает проблема драматургии: “пьеса” не прописана, сюжет, особенно ближе к финалу, подменяется серией картинок.
Для того и нужны фестивали, чтобы обозначить проблемы, понять, куда двигаться дальше. “Папа Карло” востребован, он насущно необходим сообществу кукольников как верное средство от изоляции, от “варения в собственном соку”.
Очевидно, что будущее фестиваля напрямую зависит от заботы региональных властей. Министерство культуры Камчатского края обещает помощь и содействие. Но для того чтобы фестиваль стал не только местом общения, но и лабораторией с мастер-классами, чтобы на Дальний Восток приехали лучшие спектакли нашей страны и из-за рубежа, необходимы совместные усилия и государственная поддержка.
Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
«Экран и сцена» № 18 за 2010 год.