И снова Postscript

Анастасия Денисова и Ильдар Гайнутдинов в балете “Initium”. Фото А.СТЕПАНОВА
Анастасия Денисова и Ильдар Гайнутдинов в балете “Initium”. Фото А.СТЕПАНОВА

На Новой сцене Большого театра России два дня проходили показы премьеры – “Postscript 2.0”. Это новый проект продюсерской компании MuzArts, год назад представившей балетную программу, объединившую постановки самых востребованных хореографов нашего времени – Уэйна МакГрегора, Сиди Ларби Шеркауи, Алексея Ратманского, Пола Лайтфута с Соль Леон. Упомянутый вечер современной хореографии оказался более чем успешным. А “Postscript” Лайтфута и Леон, давший имя всей программе, был номинирован на Национальную театральную премию “Золотая Маска”.

Балетные программы MuzArts со звездами Большого – что-то вроде бенефиса одной из этуалей театра. Так знаменитый проект “Modanse” (“Как дыхание” Мауро Бигонцетти и “Gabrielle Chanel” Юрия Посохова) – вечер Светланы Захаровой, а “Postscript” № 1 строился вокруг теперь уже экс примы Большого Ольги Смирновой, недавно покинувшей труппу.

В новой версии проекта “Postscript” заняты примы и премьеры Большого театра Екатерина Крысанова, Анастасия Сташкевич, Вячеслав Лопатин, Артемий Беляков, Денис Савин, Мария Виноградова и другие. Особой строкой позиционировалось участие “звезды современной хореографии”, лауреата всевозможных международных танцевальных конкурсов Ильдара Гайнутдинова, дебютировавшего на сцене Большого в премьере мини-балета “Inintium” (“Начало”) на музыку композитора и медиадизайнера Константина Чистякова – в постановке молодого, но уже известного хореографа Константина Кейхеля. Авторы спектакля рассматривают “понятие начала как синтез артистов, музыки, света, проекции и хореографии”. Вот их определение: “Начало, тождественное концу. Переход из хаоса в космос, инициация, таинство, пробуждение нового цикла”.

Нечто подобное и происходит на сцене. Начало медитативное. В первый вечер на сцену вышел дуэт – Анастасия Денисова и Ильдар Гайнутдинов. Танцовщики как бы примеряются друг к другу, их пластика текуча, волнообразна. Затем партнер начинает доминировать, словно манипулируя телом партнерши, задавая ритм и определяя траекторию ее па. Следующая часть более энергичная – артисты существуют сепаратно, амплитуда движений становится все шире, выбросы рук и ног обретают остроту и колкость. Танцовщики периодически растворяются в темноте сцены и тонут в дыму, сходятся и расходятся. В финале в сполохах красного света, как в языках пламени, они резкими взмахами конечностей рубят воздух, замирают и, наконец, окончательно соединившись, покидают сцену. Очевидно, чтобы начать новый цикл. Впрочем, если абстрагироваться от авторских деклараций, все эти перетекания, слияния и отталкивания, растянутые и оборванные движения можно принять за перепады взаимоотношений мужчины и женщины, их встречи и расставания. Исполнители честно и старательно вникают в хореографию, мало чем подчеркивающую исключительные возможности партнера. Танцевавшие на следующий день этот же номер Маргарита Шрайнер и Дмитрий Дорохов совсем не уступали Анастасии Денисовой и Ильдару Гайнутдинову, для которого этот балет, собственно говоря, был эксклюзивно поставлен Кейхелем. Свою гуттаперчевость танцовщик продемонстрировал в “Фавне” Сиди Ларби Шеркауи, своеобразном оммаже “Послеполуденному отдыху Фавна” Вацлава Нижинского. Балет о просыпающейся чувственности, когда ею начинает дышать каждая клеточка тела, требует от исполнителя особой гибкости и пластической смелости. И того, и другого Гайнутдинову, у которого, кажется, любая мышца тела живет собственной жизнью, не занимать.

“Фавн” перекочевал в проект из первого “Postscript”. Второй же премьерой новой программы стал неоклассический балет “Соната-фантазия” на музыку Александра Скрябина в постановке Юрия Посохова, с чьей хореографией артисты Большого отлично знакомы. Ностальгический балет для четырех пар, исполняемый под фортепианный аккомпанемент Андрея Коробейникова, поэтичностью и мечтательностью отсылает к балетам “В ночи” Джерома Роббинса и “Серенаде” Баланчина. В своей нарочито рафинированной старомодности “Соната-фантазия” похожа на приношение ускользающей красоте, которую хореограф пытается удержать. Колышащиеся тюлевые занавесы, белые прозрачные платья девушек, фиолетовые костюмы юношей, легчайшие пробеги балерин создают романтически-элегическую атмосферу. Эфирные соло, акварельные дуэты, изящные вращения, воздушные прыжки, скользящие перестроения танцовщиков, галантные смены партнеров, нежные ускользания, выразительные замирания – вот из чего сплетается тонкая ткань этого изысканного (при кажущейся наивной простоте) спектакля. Исполнители Виктория Брилева, Анастасия Денисова, Анастасия Сташкевич, Маргарита Шрайнер, Александр Волчков, Вячеслав Лопатин, Артур Мкртчян, Алексей Путинцев с утонченной деликатностью, соответствующей материалу, следуют за хореографом.

Остается добавить, что блистательный “Postscript” на музыку Филипа Гласса, не ставший, к сожалению, лауреатом “Золотой Маски” ни в одной номинации, оказался прекрасным завершением вечера.

Алла МИХАЛЁВА

«Экран и сцена»
№ 13 за 2022 год.