Черно-белый мир

Сцена из спектакля “Второй шанс”. Фото В.МАЙОРОВА
Сцена из спектакля “Второй шанс”. Фото В.МАЙОРОВА

Главная особенность и несомненная новизна первого детского фестиваля современного искусства “Территория.Kids” не только в интересной, тщательно отобранной афише спектаклей, каждый из которых завершался подробным обсуждением. Детище большой “Территории” оказалось школой для зрителей. Львиная доля программы состояла из мастер-классов и лабораторий. В них юная публика становилась соавторами и создателями эскизов, перформансов, спектаклей в самых разных жанрах.

В рамках фестиваля “Территория.Kids” на сцене театра “Новая опера” прошла премьера восьми детских опер, созданных молодыми композиторами на проекте “КоОПЕРАция – Дети” по либретто, написанным подростками-участниками проекта.

Придумала “КоОПЕРАцию” несколько лет назад и руководит ею режиссер Екатерина Василёва.

Сначала она организовала взрослую “КоОПЕРАцию” – чтобы поддержать молодых композиторов и сделать оперу как жанр ближе к людям, к тому, что есть в нашей реальности, а не в той башне из слоновой кости, где норовят укрыться от жизни оперные режиссеры, работающие в академических музыкальных театрах. Проект был поддержан тогдашним директором Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Антоном Гетьманом, стал резидентом театра, из года в год набирал обороты и завоевал в профессиональном мире серьезную репутацию.

Два года назад, в 2019-м, Екатерина Василёва открыла детское направление, оказавшееся едва ли не более удачным и резонансным, чем взрослое. Премьеры первого сезона (“Я живу у ведьмы” Татьяны Шатковской, “Порох и заячьи ушки” Андрея Бесогонова, “Виновны!” Игоря Яковенко и “Dark” Дмитрия Мазурова) имели хороший прокат для негосударственного проекта, вошли в список номинантов и побывали на таких значимых смотрах детского театра, как “Арлекин” и Большой Детский фестиваль.

В первом сезоне “КоОПЕРАция – Дети” выпустила четыре получасовые оперы.

Сцена из спектакля “Иглы”. Фото В.МАЙОРОВА
Сцена из спектакля “Иглы”. Фото В.МАЙОРОВА

Сейчас проект, который вслед за своим патроном Антоном Гетьманом переехал из Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в “Новую оперу”, показал уже восемь новых опер. И премьера состоялась на большой сцене. Режиссером всех опер стала, как и в первом сезоне, Екатерина Василёва.

Что же увидели зрители?

Восемь историй, которые сочинили подростки, прошедшие в конце весны двухнедельный образовательный интенсив, где им читали лекции и проводили с ними семинары такие заряженные на работу с детьми профессионалы, как драматург Мария Огнева, композитор Ольга Бочихина, художники Галя Солодовникова и Полина Бахтина, сама Екатерина Василёва, журналисты и сотрудники образовательного кластера “Новой оперы” ОКНО, в партнерстве с которым существует “КоОПЕРАция – Дети”. И психологи, прорабатывавшие с участниками их страхи и сложности. А еще сотрудники Сколковского института науки и технологий Skoltech, куда подростки ездили на экскурсию, чтобы вдохновиться достижениями современной науки, ведь глобальной темой нынешнего сезона “КоОПЕРАции” стала Art&Science.

Объединяют созданные в рамках проекта истории и еще несколько тем.

Во-первых, насилие, бессмыслица и агрессия мира, нашедшие свое отражение, конечно же, в образах взрослых. Холодные, закрытые, пустые, они наделены властью и напрочь лишенные эмпатии. Такова учительница химии в аниме-опере Елены Вайнберг “Вернуться в холодный май”, Королева в антиутопии “ПРОсчет” Александра Марголина, Темный маг в темном фэнтези “Падшие острова” Екатерины Степпе, директор цирка в “Риччи Львиное Сердце, или Львы клоуна” Вячеслава Жукова. Все они похожи на роботов, двигаются, как солдаты, и представляют собой ту силу, с которой даже пытаться взаимодействовать бессмысленно: их броню не пробьешь, как ни старайся.

Во-вторых, осознанный, выбранный в качестве жизненного пути эскапизм. Главным героям этих восьми историй проще уйти в свой воображаемый мир, в свою Нарнию, как поступает главная героиня оперы “Вернуться в холодный май”, девочка с лисьим хвостом, и если и выбираться “в наружу”, то очень, очень осторожно, все время ожидая удара, – как мальчик Леша из оперы Елизаветы Згирской “Иглы”.

Это, пожалуй, тронуло больше всего во всех восьми сюжетах: их главные герои, так или иначе оказывающиеся alter ego авторов, либреттистов, – нежные, глубокие, ранимые, беззащитные люди, которым часто очень больно. И если взрослые в этих историях пользуются любыми средствами, чтобы победить, то подростки, даже не борются, а просто защищаются от взрослых и мира, и до последнего придерживаются правил чести, как бы пафосно это ни звучало. Они хотят быть хорошими, не предавать, стоять на стороне добра.

Драматургически это часто выполнено лобово и без нюансов, что понятно и объяснимо, учитывая, что практически для всех авторов это был первый опыт создания собственного сюжета для театра.

С подростковой однозначностью выставления миру оценок, вынесения приговоров и повышенного внимания к себе замечательно – и тематически, и эстетически – гармонирует цветовое и пространственное решение, которое режиссер Екатерина Василёва нашла для всех восьми опер. На сцене у нее превалирует, конечно же, черный. Со всеми оттенками серого. И очень редкими вкраплениями цветного.

Черно-белый мир – вот что мы видим в этих восьми получасовых оперных работах о страхах, боли, преодолении себя и победе добра над злом. Черно-белый мир, состоящий из жестких металлических конструкций, будь то школьные парты, выстроенные рядами, как в “Иглах” или в “Вернуться в холодный май”, или огромные строительные лабиринты-переходы, перетянутые желтой заградительной лентой, как в “ПРОсчете”, или вздыбившиеся изломы поверхности сцены, как в “Падших островах”. Обрамляют недружелюбные пространства два островка теплого и уютного света у порталов сцены, слева и справа: там, где расположены музыкальные инструменты. И в этой нехитрой, наглядной метафоре заключен, на самом деле, исконно театральный смысл: примирит с жизнью, спасет, подскажет выход – музыка. Именно она, как и сам театр, – тот островок безопасности, где хотят оказаться все герои, измученные внутренней борьбой и ломкой от необходимости встраиваться в окружающий мир.

Как и в первом сезоне, представленные восемь новых подростковых опер “КоОПЕРАции” сделаны на высоком уровне – для музыкального театра, на территории которого мы здесь находимся и ради развития и движения которого все и было задумано, это принципиально важно. И здесь нельзя не упомянуть дирижера Джереми Уолкера, художника-постановщика Марию Чернышеву, видеохудожника Александру Комарову, хореографа Александра Шуйского, ансамбль “Галерея актуальной музыки” под руководством Олега Пайбердина и певцов, солистов “Новой Оперы” и других московских театров, исполняющих каждый по несколько партий, – всех их Екатерина Василёва привлекла для работы над подростковыми операми. Именно мастерство, с которым подошли к делу авторы “КоОПЕРАции – Дети”, выводит ее из области психотерапевтической и образовательной локальной акции для подростков-участников (что, безусловно, ценно и нужно) – в область профессионального музыкального театра. Само существование подобного регулярного проекта для него необыкновенно важно. Потому что именно здесь сосредоточен сегодня поиск нового языка, зрителя и тем современной оперы, и, что, наверное, даже важнее – идет создание и презентация конкурентоспособного продукта. Собственно, тех самых новых опер, которые хоть сейчас бери и ставь в любом репертуарном музыкальном театре, устраивая вокруг них обсуждения, встречи с подростками, лаборатории, и начиная, наконец, по-настоящему, а не на словах, растить своего будущего зрителя.

Катерина АНТОНОВА

«Экран и сцена»
№ 21 за 2021 год.