Главная особенность и несомненная новизна первого детского фестиваля современного искусства “Территория.Kids” не только в интересной, тщательно отобранной афише спектаклей, каждый из которых завершался подробным обсуждением. Детище большой “Территории” оказалось школой для зрителей. Львиная доля программы состояла из мастер-классов и лабораторий. В них юная публика становилась соавторами и создателями эскизов, перформансов, спектаклей в самых разных жанрах.
В рамках фестиваля “Территория.Kids” на сцене театра “Новая опера” прошла премьера восьми детских опер, созданных молодыми композиторами на проекте “КоОПЕРАция – Дети” по либретто, написанным подростками-участниками проекта.
Придумала “КоОПЕРАцию” несколько лет назад и руководит ею режиссер Екатерина Василёва.
Сначала она организовала взрослую “КоОПЕРАцию” – чтобы поддержать молодых композиторов и сделать оперу как жанр ближе к людям, к тому, что есть в нашей реальности, а не в той башне из слоновой кости, где норовят укрыться от жизни оперные режиссеры, работающие в академических музыкальных театрах. Проект был поддержан тогдашним директором Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Антоном Гетьманом, стал резидентом театра, из года в год набирал обороты и завоевал в профессиональном мире серьезную репутацию.
Два года назад, в 2019-м, Екатерина Василёва открыла детское направление, оказавшееся едва ли не более удачным и резонансным, чем взрослое. Премьеры первого сезона (“Я живу у ведьмы” Татьяны Шатковской, “Порох и заячьи ушки” Андрея Бесогонова, “Виновны!” Игоря Яковенко и “Dark” Дмитрия Мазурова) имели хороший прокат для негосударственного проекта, вошли в список номинантов и побывали на таких значимых смотрах детского театра, как “Арлекин” и Большой Детский фестиваль.
В первом сезоне “КоОПЕРАция – Дети” выпустила четыре получасовые оперы.
Сейчас проект, который вслед за своим патроном Антоном Гетьманом переехал из Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в “Новую оперу”, показал уже восемь новых опер. И премьера состоялась на большой сцене. Режиссером всех опер стала, как и в первом сезоне, Екатерина Василёва.
Что же увидели зрители?
Восемь историй, которые сочинили подростки, прошедшие в конце весны двухнедельный образовательный интенсив, где им читали лекции и проводили с ними семинары такие заряженные на работу с детьми профессионалы, как драматург Мария Огнева, композитор Ольга Бочихина, художники Галя Солодовникова и Полина Бахтина, сама Екатерина Василёва, журналисты и сотрудники образовательного кластера “Новой оперы” ОКНО, в партнерстве с которым существует “КоОПЕРАция – Дети”. И психологи, прорабатывавшие с участниками их страхи и сложности. А еще сотрудники Сколковского института науки и технологий Skoltech, куда подростки ездили на экскурсию, чтобы вдохновиться достижениями современной науки, ведь глобальной темой нынешнего сезона “КоОПЕРАции” стала Art&Science.
Объединяют созданные в рамках проекта истории и еще несколько тем.
Во-первых, насилие, бессмыслица и агрессия мира, нашедшие свое отражение, конечно же, в образах взрослых. Холодные, закрытые, пустые, они наделены властью и напрочь лишенные эмпатии. Такова учительница химии в аниме-опере Елены Вайнберг “Вернуться в холодный май”, Королева в антиутопии “ПРОсчет” Александра Марголина, Темный маг в темном фэнтези “Падшие острова” Екатерины Степпе, директор цирка в “Риччи Львиное Сердце, или Львы клоуна” Вячеслава Жукова. Все они похожи на роботов, двигаются, как солдаты, и представляют собой ту силу, с которой даже пытаться взаимодействовать бессмысленно: их броню не пробьешь, как ни старайся.
Во-вторых, осознанный, выбранный в качестве жизненного пути эскапизм. Главным героям этих восьми историй проще уйти в свой воображаемый мир, в свою Нарнию, как поступает главная героиня оперы “Вернуться в холодный май”, девочка с лисьим хвостом, и если и выбираться “в наружу”, то очень, очень осторожно, все время ожидая удара, – как мальчик Леша из оперы Елизаветы Згирской “Иглы”.
Это, пожалуй, тронуло больше всего во всех восьми сюжетах: их главные герои, так или иначе оказывающиеся alter ego авторов, либреттистов, – нежные, глубокие, ранимые, беззащитные люди, которым часто очень больно. И если взрослые в этих историях пользуются любыми средствами, чтобы победить, то подростки, даже не борются, а просто защищаются от взрослых и мира, и до последнего придерживаются правил чести, как бы пафосно это ни звучало. Они хотят быть хорошими, не предавать, стоять на стороне добра.
Драматургически это часто выполнено лобово и без нюансов, что понятно и объяснимо, учитывая, что практически для всех авторов это был первый опыт создания собственного сюжета для театра.
С подростковой однозначностью выставления миру оценок, вынесения приговоров и повышенного внимания к себе замечательно – и тематически, и эстетически – гармонирует цветовое и пространственное решение, которое режиссер Екатерина Василёва нашла для всех восьми опер. На сцене у нее превалирует, конечно же, черный. Со всеми оттенками серого. И очень редкими вкраплениями цветного.
Черно-белый мир – вот что мы видим в этих восьми получасовых оперных работах о страхах, боли, преодолении себя и победе добра над злом. Черно-белый мир, состоящий из жестких металлических конструкций, будь то школьные парты, выстроенные рядами, как в “Иглах” или в “Вернуться в холодный май”, или огромные строительные лабиринты-переходы, перетянутые желтой заградительной лентой, как в “ПРОсчете”, или вздыбившиеся изломы поверхности сцены, как в “Падших островах”. Обрамляют недружелюбные пространства два островка теплого и уютного света у порталов сцены, слева и справа: там, где расположены музыкальные инструменты. И в этой нехитрой, наглядной метафоре заключен, на самом деле, исконно театральный смысл: примирит с жизнью, спасет, подскажет выход – музыка. Именно она, как и сам театр, – тот островок безопасности, где хотят оказаться все герои, измученные внутренней борьбой и ломкой от необходимости встраиваться в окружающий мир.
Как и в первом сезоне, представленные восемь новых подростковых опер “КоОПЕРАции” сделаны на высоком уровне – для музыкального театра, на территории которого мы здесь находимся и ради развития и движения которого все и было задумано, это принципиально важно. И здесь нельзя не упомянуть дирижера Джереми Уолкера, художника-постановщика Марию Чернышеву, видеохудожника Александру Комарову, хореографа Александра Шуйского, ансамбль “Галерея актуальной музыки” под руководством Олега Пайбердина и певцов, солистов “Новой Оперы” и других московских театров, исполняющих каждый по несколько партий, – всех их Екатерина Василёва привлекла для работы над подростковыми операми. Именно мастерство, с которым подошли к делу авторы “КоОПЕРАции – Дети”, выводит ее из области психотерапевтической и образовательной локальной акции для подростков-участников (что, безусловно, ценно и нужно) – в область профессионального музыкального театра. Само существование подобного регулярного проекта для него необыкновенно важно. Потому что именно здесь сосредоточен сегодня поиск нового языка, зрителя и тем современной оперы, и, что, наверное, даже важнее – идет создание и презентация конкурентоспособного продукта. Собственно, тех самых новых опер, которые хоть сейчас бери и ставь в любом репертуарном музыкальном театре, устраивая вокруг них обсуждения, встречи с подростками, лаборатории, и начиная, наконец, по-настоящему, а не на словах, растить своего будущего зрителя.
Катерина АНТОНОВА
«Экран и сцена»
№ 21 за 2021 год.