Собеседник города

Не стало Александра Кривоноса, режиссера-документалиста, продюсера, профессора Санкт-Петербургского института кино и телевидения.

Внезапный уход близкого человека всегда ошеломляет своей жестокой несправедливостью. Тем более, если только что, несколько дней назад, слышал его голос, голос, который на протяжении многих лет согревал и подбадривал тебя, дарил надежду. И, конечно, речь не только обо мне. Квартира на 3-й линии Васильевского острова – открытый дом двух замечательно талантливых, известных в городе людей – Саши Кривоноса и Любы Овэс, где сочинялись фильмы и книги, в них муж и жена всегда были со-редакторами. Квартира не раз становилась съемочной площадкой не только потому, что у режиссера-продюсера возникали проблемы с арендой: сам интерьер специфически петербургской квартиры, где всё – книжные полки, картины, мебель – свидетельствовало о безукоризненном вкусе хозяев, вполне годился в качестве декорации.

Ученик великого режиссера ленинградского телевидения Давида Карасика, Александр Кривонос сумел реализоваться в конце 1980-х как член команды «Пятого колеса» – ленинградской альтернативы «Взгляду». Он сам сочинял сценарии, снимал сюжеты в горячих точках, брал интервью у политиков и историков, у потомков классиков, всех не перечислить… Но несмотря на краткость этих сюжетов, режиссер успевал открыть что-то принципиально новое в уже известном. Мне посчастливилось сделать с Сашей несколько программ. Одну из них мы снимали в доме внучки Саввы Мамонтова Софьи Всеволодовны. Я хорошо помню удивительную атмосферу работы съемочной группы, следя за «картинкой» и звуком, все были не на шутку увлечены нашей героиней и ее рассказами о встречах с Львом Толстым, Сергеем Есениным. Умение найти соавторов-единомышленников всегда отличало Сашу. Оператор Сергей Дубровский, композитор Геннадий Банщиков, артист Сергей Дрейден станут постоянными участниками его полнометражных фильмов.

Стоит вспомнить такие событийные ленты режиссера, как «Уроки Армении» с Андреем Битовым, «Русский авангард, или Роман с революцией» о Николае Пунине, Павле Филонове, Владимире Татлине, Казимире Малевиче. «Авангард» был показан в пятидесяти странах и получил главный приз за лучший документальный фильм на VIII Международном фестивале аудиовизуальных программ (FIPA) в Биаррице (1999). «Московские высотки» удостоены престижной награды за лучший образовательный фильм на XXI Фестивале фильмов об искусстве в Монреале. В 2003-м режиссер стал лауреатом Госпремии в области литературы и искусства за сериал «Русский музей – детям».

Фильмы Александра Кривоноса отличает фирменный петербургский стиль. Благородство пропорций, строгость и стройность составляющих – видеоряда, музыки, закадрового текста делают их образцом теледокументалистики. Хотя «документы» в данном случае – произведения искусства, мраморные и бронзовые памятники, живопись и акварели, дворцовые интерьеры и парковые ансамбли, городские пейзажи, архитектурные детали. Взгляд на привычное – свой, индивидуальный, знакомый город открывается по-новому. Не боюсь показаться высокопарной: уверена, что никто из документалистов так не чувствовал магию и душу Петербурга; Кривонос всю жизнь был «собеседником города», находясь с ним в особых отношениях. И город отзывался, раскрывая режиссеру свои тайны.

Канал «Культура» часто повторяет настоящий Сашин шедевр, он так и называется – «Душа Петербурга». Но почему-то лежат без движения на полках «Бедный, бедный Павел», «Летний сад», прекрасные его фильмы о художниках: Айвазовском, Брюллове, Коровине, Сомове и многие другие.

«Экран и сцена» неоднократно писала о работах Александра Кривоноса. В них грань между художественным и документальным кино кажется настолько зыбкой, что и не заметишь, как с современной улицы или из музейного зала «перейдешь» в другую реальность и окажешься в другой эпохе. Суть же творчества режиссера не в ностальгии, а в том, чтобы вместить прошлое в границы нашей жизни. В четырехсерийном фильме «В поисках Толстого» к 100-летию классика главной темой становится дорога, путь жизни («Путь жизни» – последняя книга Льва Николаевича). Писала «ЭС» и о семейном проекте (около 200 программ) – «В музей – без поводка». На мой взгляд, это лучшая познавательная передача для детей, которой может гордиться канал «Культура».

До последних дней Александр Петрович преподавал режиссуру на кафедре телевидения в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения, как он сам говорил – стал тренером. Он преподавал с увлечением. Хочется верить, что его уроки помогут многим обрести профессионализм.

Саша был любим, с возрастом не терял самоиронии, подшучивал над собой, никогда, даже попав в самые суровые переделки, не жаловался.

Непоправимая потеря! Сочувствуем и сострадаем всей редакцией нашему автору и коллеге Любови Овэс, ее большой семье, детям, внукам, близким и друзьям.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
14 марта 2021 года.