Площадные торжества

Фото В.СЕНЬКИНОЙ

Фото В.СЕНЬКИНОЙ

15 июня в Санкт-Петербурге на площади перед Александринским театром разыгралось торжественное действо по случаю официального открытия Театральной олимпиады – с участием уличных театров со всего мира. Как и три столетия назад, площадной театр разместился близ Екатерининского сада, привлекая праздношатающихся зевак с Невского шумом, музыкой и взмывающими в воздух акробатами. Площадь Островского была переполнена: несмотря на неизменный петербургский ветер и надвигающиеся тучи, публика упрямо ждала праздника и, желая получить свою порцию веселья, не собиралась расходиться. Часть зрителей разместилась на крытых трибунах и неохотно покидала места, когда устроители предлагали следовать за актерами. Гораздо удобней было наблюдать разыгрывающееся действие на больших экранах, развешенных перед центральным входом в Александринский театр, поскольку пробраться сквозь толпу к той или иной сценической площадке не всегда оказывалось возможным. К тому же выступление некоторых коллективов смотрелось на экране многим эффектнее, чем вживую. Скажем, “летающих барабанщиков” театра “Transe Express” из Франции: как некогда на Театральной олимпиаде в Москве, барабанщики, подвешенные на тросах, чеканили палочками свой незамысловатый мотивчик, взмывая в небо и повиснув на огромной высоте, – на экране солдатики-барабанщики казались игрушечными, ожившими фрагментами россиевских зданий (спектакль “Мобильный человек”).

В целом же, открытие олимпиады напоминало, скорее, не площадное театральное действо, обступающее публику со всех сторон (а таким хотелось видеть уличный театр – беспардонным, назойливым, затягивающим зрителя в толпу, как в воронку), а череду выступлений коллективов. Перед нами развернулся парад самых разных уличных трупп со всего мира: театр “Titanick” из Германии, театр “Close-Act” из Нидерландов, театр “КТО” из Польши и многие другие. Последовательность номеров с долгими паузами между выступлениями придавала действию вялость. Если бы все разыгрывалось одновременно на разных площадках, то смотреть было бы в разы интересней, так как действие погружало бы нас в гущу событий, не отстраняя от себя. И в то же время прореживая бы толпу зрителей вокруг одной сценической площадки. Несколько раз театрам удалось по-настоящему вовлечь публику в происходящее. Театр “Titanick” показал спектакль “Firebirds”. В нем группа чудаковатых пилотов (представляющих разные страны: Америку, Англию, Францию и Россию) разъезжала на диковинных летательных аппаратах, врезаясь в толпу и сталкиваясь со зрителями. Летательные машины то и дело выходили из строя, искрили и взрывались. Их внезапное громогласное появление встряхнуло и оживило собравшихся, а действию сообщило динамики. Спектакль разыгрывался под живое музыкальное сопровождение французского ансамбля Fanfare Le S.N.O.B.

Театр “Gajes” из Нидерландов показал спектакль “Odyssee”: актеры на ходулях возвышались над публикой, словно античные боги, и разыгрывали миф о возвращении Одиссея. Но серьезный эпический размах, с которым взялись за “Одиссею”, с трудом воспринимался постепенно замерзающей под дождем публикой.

От России в параде уличных театров приняли участие театр “Странствующие куклы господина Пэжо” со спектаклем “Декаденс”, театр “Огненные люди” со спектаклем “Цветочный корабль” и театр “Эскизы в пространстве” со спектаклем “Затерянный караван”. Они стали украшением праздника, проплыв красочной флотилией и прошествовав в сопровождении ростовых кукол, показав яркое пиротехническое шоу.

Церемонию открывал Скоморох-канатоходец, отважно пройдя по канату расстояние от Публичной библиотеки до Александринского театра, балансируя с помощью факелов. В финале он вышел к вращающимся металлическим шестеренкам на фасаде и остановил их несколькими ударами молотка. На красный занавес, закрывавший колоннаду Александринки, начала спускаться, раскручиваясь на ходу, афиша Театральной олимпиады. Она сулит много интересного. В программе объявлены спектакли лучших режиссеров мира: Роберта Уилсона и Тадаси Судзуки, Хайнера Гёббельса и Кристиана Люпы, Теодороса Терзопулоса и Деклана Доннеллана. Зрители увидят 30 постановок из 15 стран.

Вера СЕНЬКИНА
«Экран и сцена»
№ 12 за 2019 год.