Давид – инопланетянин

• Эскиз Д.БОРОВСКОГО к спектаклю "Сто четыре страницы про любовь"Этот новый московский музей в Большом Афанасьевском переулке открылся меньше года назад. Он стал девятым филиалом ГЦТМ имени А.А.Бахрушина. Уникальность “Творческой мастерской театрального художника Д.Л.Боровского” состоит в том, что слова “мемориальный музей” мгновенно забываются в тот момент, когда ты входишь в пространство дома. Александр Боровский стремился к тому, чтобы здесь все было, как при отце. Мир Художника предстает в атмосфере чистоты, простоты, в которой рождались его неповторимые замыслы. На подоконниках, стеллажах – макеты, эскизы – напоминания о спектаклях Боровского, величайшего театрального художника второй половины ХХ века – первого десятилетия века ХХI.

С самого начала была заложена идея сменных выставок, посвященных творчеству Давида Львовича, длящихся не менее полугода. Первой из них стала экспозиция, рассказывающая о “Короле Лире” МДТ – Театра Европы в постановке Льва Додина.

13 марта открылась выставка “Начало. Давид Боровский и Театр Леси Украинки”.

“Эта экспозиция – плод совместной творческой деятельности “Мастерской Боровского” и Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки, – говорил на вернисаже генеральный директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов. – Имя театра неразрывно связано с творчеством Давида Львовича, его биография неотъемлема от истории этого коллектива. Театр Леси Украинки достойно сохраняет память о художнике, проводит фестиваль Боровского, открыл в своих стенах музей Давида Львовича. Здесь на этой выставке, в основном, представлены материалы, принадлежащие Театру Леси Украинки.

Я уверен, что наше сотрудничество будет крепнуть и развиваться. Хотел бы поблагодарить в первую очередь театр, Михаила Резниковича, Бориса Курицына за то, что они очень тепло отнеслись к идее выставки. Жаль, что Резникович не смог приехать. Хотелось бы поблагодарить сотрудников “Мастерской Давида Боровского” – Нинель Исмаилову, Римму Кречетову. И, конечно, Александра Давидовича Боровского, без взволнованного участия которого эта выставка не могла бы состояться”.

“ЭС” публикует фрагменты нескольких выступлений, прозвучавших на вернисаже.
 
 
 
Вячеслав ЕЗЕПОВ• Эскиз Д.БОРОВСКОГО к спектаклю "Насмешливое мое счастье"
Подольше бы не было памятников, музеев. Подольше бы жили такие люди, как Давид Львович Боровский. Не знаю, что бы он сказал, посмотрев на музей. Пошутил бы, наверное. Выставка называется “Начало”. Хотелось бы вспомнить о “Насмешливом моем счастье”. Мне посчастливилось быть свидетелем и участником этого спектакля. Когда в сезоне 1965–1966 годов мы задумывали работу по пьесе Леонида Малюгина по письмам Чехова, стали читать материалы об Антоне Павловиче, его окружении. Давид был довольно мрачен, он никак не мог найти фактуру, пространство. Мы тогда не понимали, что рядом с нами в мятой ковбойке, заляпанной краской, ходит великий художник. И вот весной мы шли с Давидом по бульвару Щорса. Был хороший день, светило солнце, мы шли в кино, где нас ждал Резникович. Я, чтобы развлечь Давида, погруженного в невеселые мысли, рассказывал какие-то истории о Чехове и, в частности, упомянул, что Ольга Леонардовна Книппер-Чехова вспоминала: когда после смерти Антона Павловича, открыла окна, услышала, как заиграл орган (напротив была церковь).
Я прекрасно помню, как после моих слов Давид преобразился, стал искать карандаш, бумагу. Нашел листок, что-то нарисовал и протянул мне: смотри, на сцене должен стоять орган, но трубы его будут сделаны из берез. Идем!
Миг останется в мире на полвека. До сих пор в Театре Леси Украинки идет этот спектакль, на сцене стоят декорации Давида Львовича, и я каждый месяц приезжаю туда играть Чехова и всегда вспоминаю о счастье встречи с великим художником.
 
 
Борис КУРИЦЫН
Вячеслав Иванович вспомнил о рождении “Насмешливого моего счастья”. У спектакля была сложная жизнь. Ему помогла выжить сценография Боровского. Это правда. Когда в начале 80-х, после вынужденного ухода Михаила Юрьевича, руководство решило убрать “Счастье” из репертуара, то актеры, очень любившие спектакль, говорили: давайте все же его играть. Но, как? И тогда придумали перенести его в маленькую комнату, где посередине стоял макет Боровского к “Насмешливому счастью”. Вокруг макета играли спектакль.
Прошло время. Приближался юбилей театра. Думали, как его отмечать. И тогда созрело решение – вернуться к “Насмешливому моему счастью” – знаковому спектаклю. Тогда на юбилей приехал Вячеслав Иванович Езепов, и все действо было построено на письмах Антона Павловича. Тогда же задумали возобновить спектакль, и он продолжил свою жизнь. Он и сегодня интересует зрителя. И, конечно, этот интерес связан с игрой теней и света, с открывающимися и закрывающимися вратами. Орган из берез живет до сих пор.
• Эскиз Д.БОРОВСКОГО к спектаклю "На дне"В нынешней экспозиции важно присутствие трех режиссеров – Ирины Молостовой, с которой Давид Львович сделал свой первый спектакль, Леонида Варпаховского (здесь представлен удивительный макет к его “На дне”) и Михаила Резниковича (совместная работа с Боровским началась с “Поворота ключа” Кундеры, последней стал – “Дон Кихот. 1938”). Боровский отказывался делать этот спектакль, говоря, что “Дон Кихот” никогда не имел успеха. Потом Давид придумал ход. 1938 год – соединяет Булгакова и Сервантеса.
Судьбы этих людей оказались похожи. Все это совпало с судьбой самого Резниковича: это был первый спектакль после того, как его попытались вообще исключить из театральной жизни. Когда после долгого перерыва возобновились отношения театра с Давидом Львовичем, его возвращению были рады все. Фраза “Давид бы этого не допустил” и сегодня звучит как камертон. Это аргумент, который ставит точку в ряде ситуаций. Когда выпускали буклет “Дон Кихота”, мы понимали, что без Боровского нам не обойтись. Возник блок: “Страницы, которых не должно было быть”. “Страницы” памяти Боровского. После этого возникла экспозиция в театре “Пространство Давида Боровского”. Мы позвали Марину и Сашу Боровских на открытие. Марина сказала: «Я все сделаю, чтобы в Москве открыли “Мастерскую”». Какое счастье, что она это сделала.
 
 
 
Сергей БАРХИН
Я скажу словами Марины. Она часто повторяла: “Давид – инопланетянин”. Мне кажется, это самое точное определение. Для меня он в чем-то сходится с Пушкиным. И до Пушкина лет сто была русская литература. Так и театральные художники существовали в России много лет до Боровского. Давид – и начало, и вершина, и, одновременно, конец. Нужно водить всех учащихся художественных школ сюда, в “Мастерскую” по нескольку раз в год. Кто-то должен быть “агитатором”, кто-то должен объяснить, что нужно забыть о компьютере.
Я потрясен выставкой. Тем, что сохранилось. И тем, что восстановлено. Потрясен Сашиным участием. Я вижу, как много здесь, в “Мастерской”, вещей, которые Давиду нравились.
Когда-то театральные “генералы” говорили: “он нигде не учился” (Д.Л.Боровский окончил лишь Киевскую художественную школу. – Ред.). Да, он нигде не учился, но учился каждую секунду, до конца. Он фотографировал какие-то кусочки. Иногда не знаешь, что он выискивал в Лондоне, во Флоренции, там, где оказывался. Одновременно он учил. Я делал с ним две работы и колоссально многому у него научился. Я рано понял, какого он масштаба художник. Возможно потому, что мой папа делал театр Мейерхольда, он позвал меня вместе делать макет музея Мейерхольда. Пробить его не удалось. До этого был конкурс, объявленный Театром на Таганке на памятник Высоцкому. Я сделал проект. Мне дали 3-ю премию. Так что я получил благословение Давида.• Эскиз Д.БОРОВСКОГО к спектаклю "Ложь на длинных ногах"
Он – славнейшая фигура всего российского искусства. И, слава Богу, что такой музей есть. Я, честно говоря, не помню, чтобы где-нибудь был музей театрального художника. Мы должны гордиться работой Марины и Саши.
 
 
 
Дмитрий РОДИОНОВ
Эта выставка будет здесь находиться полгода. Идея неспешного рассмотрения, вглядывания в творческий путь Давида Львовича получила успешное начало в буквальном и фигуральном смыслах. День открытия выставки для нас дорог, потому что это день рождения Марины Исааковны Боровской.
 
 

Материал подготовила
Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена» № 6 за 2013 год.