Биография оркестра

В издательстве РАН «Наука» вышел первый том фундаментального энциклопедического словаря «Большой театр России в биографиях музыкантов». Название многообещающее: при всем изобилии разного рода книг о Большом театре до сих пор не существовало таких, где биографии широкого круга музыкантов были бы собраны воедино. Но название еще и интригующее. Первое, что может придти в голову читателю: очередная книжка о певцах, по всей вероятности, достаточно информативная, – что гарантировано уже одной только издательской маркой («Наука», при всем ее архисложном положении, некачественной литературы не издает). Да и автор словаря Ирина Парфенова, артистка хора Большого театра, уже известна читателю как архивист и исследователь: ей принадлежит ряд статей об отечественных певцах и дирижерах в многотомной Большой Российской энциклопедии (2004–2018), о певцах и музыкантах-исполнителях в энциклопедическом словаре «Московская консерватория. 1866–2016» (2016), а в минувшем году вышел энциклопедический словарь «Дягилев и музыка», где она выступила как соавтор (совместно с И.М. Пешковой. М.: АРТ, 2017).

Так вот, интрига в том, что книга, о которой идет речь, совсем не о певцах.

Оркестр: то, что в сознании большинства людей является нерушимым коллективом академических музыкантов и о чем метафорически, но вполне закономерно говорят как о едином организме, впервые предстает перед читателем в многообразии лиц. И.Н.Парфеновой удалось собрать биографии музыкантов оркестра за весь период существования Большого театра, начиная с последней четверти XVIII века, то есть с того времени, когда Московский публичный театр еще даже не был императорским. Значительное место в книге занимают сведения об оркестрантах периода императорского театра, в подавляющей своей части ранее не публиковавшиеся.

Ценность издания, прежде всего, в том, что здесь собрано значительное количество документально подтвержденных данных: нет домыслов и предположений, только факты. И какие! Обстоятельства жизни и службы в театре личностей известных и совсем не известных, русских и иноверцев, крепостных музыкантов и иностранцев, строителей советской и постсоветской культуры, музыкантов – участников войн, репрессированных… Каждый человек со своей судьбой. Включены сведения об артистах оркестра, имеющих императорские, советские, современные звания и награды, исполнителях афишных соло в спектаклях театра, об участниках последнего в России коронационного спектакля и первого исполнения 7-й симфонии Д.Д.Шостаковича во время эвакуации Большого театра в Куйбышев в годы Великой Отечественной войны, о представителях театральных династий. С должности артистов оркестра начинали свою деятельность в Большом театре его директора Г.А.Орвид и В.М.Коконин. Сведения о современном оркестре представлены на 2017 год.

Биографии даны в предельно лаконичной форме. Общие положения, характеризующие разные периоды истории оркестра Большого театра, а также многочисленные, обильно процитированные архивные документы помещены в обзорные разделы книги. Дополнительный вес исследованию придают приложения, где собраны сведения о камерных коллективах оркестра и работниках тех театральных подразделений, без которых функционирование оркестра Большого театра было бы невозможным: в первую очередь инструментальная база и нотная библиотека.

Книга прекрасно издана, снабжена фотографиями музыкантов и воспроизведением интересных архивных документов, в том числе с автографами директоров и ответственных лиц периода императорского театра. Научный редактор и составитель текста – О.В.Фраëнова.

Майя ВЕШКИНА

«Экран и сцена»

август  2018 года.
Print Friendly, PDF & Email