Кино на Piazza Grande

Кадр из фильма “Назидание”

Международный кинофестиваль в швейцарском Локарно (2-12 августа) отметит 70-летие. Его еще называют “фестивалем на площади”, поскольку главная фестивальная примета – показы под открытым небом в самом сердце старого города, на пьяцца Гранде, где устанавливают один из самых больших в Европе экранов, и где собираются тысячи и тысячи зрителей. И их не пугает никакая непогода. Было бы качественное кино.

Отечественные фильмы в Локарно привечали не раз. “Золотого леопарда” получили “В огне брода нет” Глеба Панфилова и “Случайный вальс” Светланы Проскуриной. “Серебряного” – “Облако-рай” Николая Досталя и “Бубен, барабан” Алексея Мизгирева. “Бронзового” – “Мой друг Иван Лапшин” Алексея Германа и “Одинокий голос человека” Александра Сокурова. Почетными “Леопардами” были отмечены Кира Муратова, Александр Сокуров, а два года назад здесь чествовали Марлена Хуциева и показали полную ретроспективу его фильмов.

В этом году награда за вклад в киноискусство будет вручена актеру Эдриану Броуди (“Оскар” за роль в фильме Романа Полански “Пианист”). Премия “Превосходство” – актеру и режиссеру Матье Кассовицу. Среди особых гостей – Настасья Кински, которая представит фильм Пола Шредера 1982 года “Люди-кошки” (триллер, фэнтези, мелодрама в одном флаконе); в главной роли – Настасья Кински, а экранных партнеров у нее два – Малкольм Макдауэлл и… леопард.

На юбилей также приглашены Ванесса Паради и Фанни Ардан.

МКФ в Локарно включает основной конкурс, программу современного авторского кино, программу “Леопарды завтрашнего дня” – работы студентов и выпускников киношкол, ретроспективы и прочее, и прочее. В “завтрашнем дне” от нас две короткометражки: “Жизнь моего друга” Александра Золотухина (мастерская Александра Сокурова в Кабардино-Баркарском университете; напомним, еще один ученик Сокурова, Кантемир Балагов, получил приз ФИПРЕССИ за фильм “Теснота” в конкурсе “Особый взгляд” нынешнего Каннского фестиваля) и “Догги” Матвея Фикса (копродукция России и США), показанный в программе “Российское кино: перспективы” 39-го Московского кинофестиваля.

В основном конкурсе российских картин нет. Есть во внеконкурсной программе, но какая… Документальная картина Бориса Юхананова и Александра Шейна “Назидание” (продюсеры Гия Лордкипанидзе, Александр Роднянский, Александр Шейн). Сложносочиненная, в ней использованы мультипликация и found footage (найденная пленка).

Не менее, если не более, притягательны главные действующие лица “Назидания” – Зинедин Зидан и Марко Матерацци. Время действия – 2006 год. Чемпионат мира по футболу. Страстным болельщикам, да, пожалуй, не только, им, памятны события той финальной игры чемпионата между сборными Франции и Италии. Объявлено дополнительное время, на 110-й минуте Зидан ударил головой Матерацци и был удален с поля. В серии пенальти победу одержали итальянцы и стали чемпионами мира. Тот матч оказался последним в карьере Зидана как футболиста, и он начал карьеру тренера.

Что же тогда произошло? Как все случилось? Авторы “Назидания” (в названии явно прочитывается имя легендарного футболиста) исследовали все в деталях. И представили футбольный матч как увлекательный спектакль, в котором своя драматургия, свои герои, свои конфликты, свои захватывающие моменты.

Алена ДМИТРИЕВА

  • Кадр из фильма “Назидание”
«Экран и сцена»
№ 14 за 2017 год.
Print Friendly, PDF & Email