Потомки Бармаглота

Сцена из спектакля “Пуськи бятые”. Фото предоставлено фестивалемНетрудно заметить, что фестиваль “Арлекин” постепенно становится все более популярным. Об этом можно судить, прежде всего, по реакции театральной критики. Еще недавно в залах, несмотря на высокое качество некоторых детских спектаклей, критиков было раз-два и обчелся. Соответственной оказывалась “обратная связь” в виде парочки откликов, как правило, чисто информационных. В этом году появился целый ворох обзоров, рецензий, неформально, заинтересованно анализирующих программу. На финальной церемонии награждения недавно образованная Ассоциация театральных критиков объявила о своем лауреате. Им стал спектакль “Пуськи бятые” Антона Оконешникова, удостоенный диплома “За успешный поиск на территории тотального театра для детей”.

Этот же спектакль, поставленный на Новой сцене Александринского театра, отмечен Жюри спецпремией “Эксперимент”. На “Золотой Маске” – “Эксперимент” (бывшая “Новация”) всегда оказывается камнем преткновения. “А нужны ли нашим детям поиски новых форм?” – спросит какой-нибудь въедливый родитель. Вот ему, в первую очередь, я бы посоветовала пойти вместе с чадом на “Пуськи бятые”. В основе спектакля сказки Людмилы Петрушевской, написанные на удивительном воляпюке, смешном и абсурдном. Героиня Калуша – прямая родственница знаменитой глокой куздры, изобретенной академиком Львом Щербой для своих студентов-линг-вистов, и, одновременно, потомок Бармаглота из “Алисы в Зазеркалье” Льюиса Кэрролла. Именно для детей игра в незнакомые слова необыкновенно увлекательна. И режиссер Антон Оконешников с группой молодых артистов придумали, как сделать эту игру волшебным травелогом. Поначалу родитель с ребенком попадают в обычную комнату, где публику усаживают на столы, заботливо укрывая пледами. Вдруг гаснет свет, и столы начинают двигаться в пространстве. Само катание, осуществляемое невидимыми “перевозчиками”, придает действу таинственность и очарование. Энергия движения в сочетании с какой-то особой бережностью рождает атмосферу доверия. На пути окажутся остановки в стране Калуши и ее калушат, Бутявки и Ляпупы. Персонажи и антураж сделаны из самого что ни на есть подручного материала: скомканной бумаги, носка, бельевой веревки, пластиковых стаканчиков. Места действия подсвечены электрическими фонариками.

Незаметно одна сказка сменяет другую, а слова становятся понятными. Неизменной остается игра, например, в “дикие джунгли”, где живут животные, созданные из подушек и полотенец. Собака Гуляш (ее роль отдана одеялу) всячески демонстрирует свою любовь к публике, прыгает, пытается облобызать зрителей – к их большому удовольствию. Сюжет об эмиграции блох, в роли блох – бельевые прищепки, скорее всего, оценят родители, но, кажется, Людмила Петрушевская и писала свои истории для того, чтобы интересно было всем: и большим, и маленьким.

Действо завершается грустной сказкой об одиноком будильнике, пожелавшем жениться ровно без пятнадцати девять. Эта пунктуальность сыграла с главным героем злую шутку. Невесты не могли ждать. Графин женили на водопроводном кране, очки вышли замуж за уши. Книга дала согласие будильнику, но “тут его накрыли подушкой, потому что детей уложили спать. И без пятнадцати девять будильник неожиданно для себя женился на подушке”.

Спектакль молодых александринцев сделан с неистощимой фантазией и нежной любовью к зрителям.

Эти качества присущи и спектаклям московского театра “Тень” Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума. Во дворе театра “Зазеркалье” несколько дней дежурила их машина “Скорой театральной помощи”, показывая публике свою “Энциклопедию драконов”. Передвижной театрик представил шутливую лекцию о летучих ящерах с помощью изумительных по красоте декораций и чудесных штоковых марионеток.

Вероятно, именно такое первое знакомство с театром может сделать из ребенка зрителя-фаната.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
Сцена из спектакля “Пуськи бятые”. Фото предоставлено фестивалем
«Экран и сцена»
№ 10 за 2016 год.