Вверх по лестнице

Петр Скворцов на съемках фильма “(М)ученик”11-22 мая. 69-й Каннский международный кинофестиваль

На сайте фестиваля – история “Золотой пальмовой ветви” и его собственная история в фотографиях, с 1946 года по 2015-й. Лица, события. Будничные моменты и звездные. “Иллюстрированная память” одного из главных киносмотров. Что предлагает нынешний?

Из главного – конечно же, основной конкурс. То, ради чего все и затеяно. К сожалению, наших в этом конкурсе нет, не было и в прошлом году, в 2014-м награду за сценарий “Левиафана” получили Олег Негин и Андрей Звягинцев.

В списке призванных – немало имен первого кинематографического ряда и режиссеры, вызывающие несомненный интерес. Завидная компания, Московскому кинофестивалю такая и присниться не может. ПЕДРО АЛЬМОДОВАР (“Джульетта”), ПОЛ ВЕРХОВЕН (“Она”), ШОН ПЕНН (“Последнее лицо”), ДЖИМ ДЖАРМУШ (“Патерсон”), ЖАН-ПЬЕР ДАРДЕНН и ЛЮК ДАРДЕНН (“Незнакомка”), КЕН ЛОУЧ (“Я, Дэниел Блэйк”), НИКОЛАС ВИНДИНГ РЕФН (“Неоновый демон”), КРИСТИАН МУНДЖИУ (“Семейные фотографии”), АСГАР ФАРХАДИ (“Коммивояжер”), ДЖЕФФ НИКОЛС (“Лавинг“), Брюно ДЮМОН (“В тихом омуте”), КРИСТИ ПУЙЮ (“Сьерра Невада”), НИКОЛЬ ГАРСИЯ (“Каменная болезнь”), ОЛИВЬЕ АССАЙАС (“Персональный покупатель”), КСАВЬЕ ДОЛАН (“Это всего лишь конец света”), АНДРЕА АРНОЛЬД (“Американский мед”), БРИЙАНТЕ МЕНДОСА (“Ma Rosa”), ПАК ЧХАН УК (“Служанка”), МАРЕН АДЕ (“Тони Эрдманн”), АЛЕН ГИРОДИ (“Вертикальное положение”), КЛЕБЕР МЕНДОСА ФИЛЬО (“Водолей”).

Главный ответственный за “Золотую пальмовую ветвь” – председатель жюри австралийский режиссер, сценарист, продюсер Джордж Миллер: “Безумный Макс”, “Сумеречная зона”, “Безумный Макс: Дорога ярости” и совершенно неожиданная драма из жизни пингвинов “Делай ноги” (“Оскар” за лучший анимационный полнометражный фильм). Его команда не менее завидная: режиссеры Арно Деплешен, Ласло Немеш, продюсер Катайун Шахаби, актеры Мадс Миккельсен, Кирстен Данст, Ванесса Паради, Валерия Голино, Дональд Сазерленд.

Вне конкурса – фэнтези Стивена Спилберга “Большой и добрый великан” с Ребеккой Холл и Марком Райлэнсом, оскароносцем этого года за “Шпионский мост”; триллер Джоди Фостер “Финансовый монстр” с Джорджем Клуни и Джулией Робертс; “Смерть Людовика XIV” Альберта Серры, где “короля-солнце” играет Жан-Пьер Лео; документальный опус Джима Джармуша, героем которого стал Игги Поп, – показ пройдет в его присутствии.

В “Двухнедельнике режиссеров” – десятиминутный анимационный фильм “Слушая Бетховена” Гарри Бардина, между прочим, каннского лауреата за “Выкрутасы”. Как и предыдущая картина Бардина “Три мелодии”, “Бетховен” снят без участия Минкульта, на народные деньги. И вот результат – престижная секция Канн. В фильме звучат произведения Бетховена “Ода к радости” и симфония № 7, специально записанные Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова. Московская премьера состоялась в Доме музыки.

“(М)ученик” Кирилла Серебренников включен в “Особый взгляд”. Фильм снят на основе одноименной театральной постановки Серебренникова в “Гоголь-центре” по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Однако история разыгрывается не в Германии, а на нашей, российской, почве, в нашей обычной школе, и приобретает новые смыслы.

Из спектакля в фильм перешли актеры Виктория Исакова, Юлия Ауг, Антон Васильев, Александр Горчилин. Главный исполнитель в спектакле – Никита Кукушкин. А в фильме – выпускник мастерской Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ Петр Скворцов.

Восемнадцать работ студентов киношкол из пятнадцати стран – в программе “Синефондасьон”. Впервые в ней участвует одна из киношкол Венесуэлы. Жюри короткометражного конкурса и “Синефондасьон” возглавляет режиссер Наоми Кавасе. Она уже давно стала своей на Каннском фестивале. В 1997-м получила “Золотую камеру” за “Судзаку”. В 2007-м – Гран-при за “Траурный лес”. С тремя картинами (“Шара”, “Красный цветок Луны”, “Недвижная водная гладь”) побывала в главном конкурсе Канн. Была членом большого жюри под председательством Стивена Спилберга. В прошлом году ее “Ан” открывал “Особый взгляд”.

А в 2010-м для поддержки молодых режиссеров Наоми Кавасе основала Международный кинофестиваль у себя на родине, в Нара (Япония).

В рамках “Синефондасьон” в двенадцатый раз будет открыто “Ателье”. Шестнадцать режиссеров получат возможность встретиться с потенциальными партнерами для осуществления своих замыслов, для дальнейшего продвижения проектов.

В традиционной программе “Каннская классика”, составленной при участии национальных киноархивов, синематек, студий, отреставрированные копии фильмов “Солярис” Андрея Тарковского (1972, СССР), “Декалог 5 и 6” Кшиштофа Кесьлевского (1989, Польша), “Любовь” Кароя Макка (1971, Венгрия), “Одноглазые валеты” Марлона Брандо (1961, США), “Мужское-женское” Жан-Люка Годара (1966, Франция), “Вальмон” Милоша Формана (1989, Франция), “Сказки туманной луны после дождя” Кэндзи Мидзогути (1953, Япония). В списке – 21 картина.

В финальных кадрах годаровского “Презрения” 1963 года герой Мишеля Пикколи поднимается по ступеням легендарной виллы Курцио Малапарте на Капри. Каменная лестница словно ведет в небеса. Кадр вынесен на официальный фестивальный постер. Возможно, потому, что навевает ассоциации с другой лестницей – каннской. Возможно, потому, что классик французской “новой волны” Жан-Люк Годар никогда не получал “Золотую пальмовую ветвь”, и фестиваль таким образом решил восполнить пробел. Возможно, потому, что “Презрение” – один из лучших фильмов о кино, в нем смешаны очарование и отчаяние, в нем множество подтекстов, а герой произносит: “Разве кино это не прекрасно!” Возможно…

Алена ДМИТРИЕВА
«Экран и сцена»
№ 9 за 2016 год.
Print Friendly, PDF & Email