Любовники Шагала

• Сцена из спектакля “Полет над городом”. Фото предоставлено фестивалем “Золотая Маска”Спектакли ереванского Театра кукол имени О.Туманяна, которым руководит режиссер и педагог Рубен Бабаян, вот уже второй раз подряд принимают участие в фестивальной программе “Маска Плюс”. В прошлом году Армению и Кукольный театр Еревана представляла “Сказка, упавшая с небес” Заруи Антонян – работа, сделанная в так называемой пальцевой технике, когда кисти двух рук составляют маленьких, безмерно обаятельных человечков – гордый лилипутский народец, способный испытывать сильные чувства – меланхолию, тоску, воодушевление или любовь. Каждый зритель “Сказки, упавшей с небес” был волен тогда сочинить свою историю, но все они оказывались про встречи и расставания, разочарования и надежды.
Тему, правда, в несколько ином преломлении, подхватил “Полет над городом”, приглашенный из Армении в нынешнем году, – постановка не кукольная, это спектакль на двух драматических актеров. Для воплощения своего замысла режиссер Нарине Григорян, она же – исполнительница женской (главной) роли, заказала пьесу молодому литератору Ануш Аслибекян. Спектакль – а поначалу моноспектакль – рождался так: “История слепой девушки – человека, который живет в каком-то ином измерении, по-особому воспринимает мир, мне показалась интересной. А потом я пошла в общество слепых, и там мне рассказали историю, которая легла в основу постановки”, – делится подробностями Нарине Григорян. Соавторство режиссера и драматурга постепенно привело к тому, что спектакль перерос из “моно” в “стерео”, у него появился второй герой, его сыграл Сергей Товмасян, к сотрудничеству была привлечена художница Анжела Галстян.
Две картины спектакля – два почти непересекающихся мира: мир обыкновенного человека и человека, лишенного зрения. Слепая героиня живет не во мраке, как можно было бы предположить, а в предельно ярком, красочном пространстве фантазий и образов, контуры которого обозначены разноцветными нитями, охапками бросаемыми на черный задник и прилипающими к нему в самых причудливых геометрических сочетаниях. Приникнув к этому заднику, героиня и сама обретает возможность полета – задник вместе с ней уплывает куда-то в полутьму, глубину и высь. (“Я уверена, что в каждом человеке есть потребность внутреннего полета”, – считает Нарине.)
Удачная офтальмологическая операция, о которой давно мечталось, выводит девушку за границы ее удивительного обособленного существования. Однако в мире зрячих она хоть и пытается расстаться с вымыслом, но выдерживает недолго: в урбанистический пейзаж за окном – на белый задник проецируется видео – внезапно вплывает распластавшаяся в воздухе пара влюбленных, летящих над домами, как знаменитые любовники на картине Марка Шагала “Над городом” (только в городских домах за сто лет заметно прибавилось количество этажей). Это сама героиня и ее лечащий врач, в которого она все эти годы была тайно влюблена, – еще один полет над реальностью и обыденностью, их сознательное отторжение.
“Поскольку я работаю и в драматическом театре, и в пантомиме, и в кукольном, попыталась собрать элементы разных жанров, – говорит Нарине Григорян. – Правда, некоторые меня упрекали в слишком большой разнице формы между двумя актами спектакля, но я очень люблю эксперимент, контрасты – в жизни, в творчестве”.
Спектакль “Полет над городом”, как и прошлогодняя “Сказка, упавшая с небес”, вышел удивительно нежным, человечным, созданным лаконичными, но довольно изобретательными режиссерскими и актерскими средствами. Хотите бесплатно продвинуть сайт, обмен визитами то что вам нужно. За главу Театра кукол Рубена Бабаяна стоит порадоваться, ведь вокруг него взрастает изящная женская режиссура.
Мария ХАЛИЗЕВА
«Экран и сцена» № 7 за 2011 год.

Print Friendly, PDF & Email