Kolkhoz Woman и другие

Сцена из спектакля “Колхозница и рабочий”. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Сцена из спектакля “Колхозница и рабочий”. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Шестому Международному фестивалю искусств “Вдохновение” повезло с погодой. Что немаловажно, если учесть, что “точки доступа” спектаклей находились на приличном расстоянии от входа на ВДНХ, ставшей традиционной площадкой летней акции. И хотя из-за пандемии создателям фестиваля – художественному руководителю Ингеборге Дапкунайте и арт-директору Роману Должанскому пришлось отказаться от зарубежной программы, ограничив ее видеопоказами спектаклей Ромео Кастеллуччи и Кшиштофа Варликовского, каждый попавший в пространство ВДНХ не остался в накладе.

Оказавшись на территории, зритель вливался в поток посетителей, неторопливо прогуливающихся или отважно несущихся на электросамокатах. И пешеходы, и самокатчики были настроены миролюбиво, никто никому не мешал. Признаюсь, на какое-то мгновение показалось, что все мы живем в допандемийное время. Однако стоило дойти до нужной локации, как обнаружился павильон, превращенный в прививочный пункт. Рядом с ним расположилось причудливое здание Шахматного клуба с панорамными окнами, их переплеты “в клетку” похожи на шахматную доску.

Игра, предложенная публике, не требует долгого размышления над “ходами”. Название “Jukebox” – музыкальный автомат былых времен, скорее всего, ничего не говорит молодому зрителю (когда-то брошенная в отверстие монетка позволяла посетителю ресторана заказывать себе музыку). Проект “Jukebox”, созданный по лекалам парижской компании Echelle 1:1 (худрук Элиз Симоне, режиссер Жорис Лакост) уже был опробован в наших пенатах на фестивале “Точка доступа” в Петербурге два года назад. Концепция проекта – “Encyclopedie de la parole” (энциклопедия речи). Над нынешним вариантом, так же, как и над питерским, работали режиссер Олег Христолюбский и целый коллектив собирателей документальных свидетельств того, как звучат голоса горожан (некоторые мини-монологи взяты прямехонько из YouTube).

Зрителю предложена программка-меню, и он наугад выбирает понравившийся “номер” программы. “Jukebox” – моношоу артиста из Петербурга Романа Михащука. Внешний облик Михащука (он похож на старшекурсника-филолога элитарного ВУЗа) контрастирует с придуманной для спектакля ролью стендап-комика. Тем интереснее наблюдать, как Михащук успевает моментально переходить от одного персонажа к другому, показывая узнаваемые образы-маски. Дистанция между артистом и зрителем выстроена идеально: шоумен предельно открыт, готов к общению и вместе с тем нигде не переступает важную границу – своей и зрительской личной свободы. Стоит сказать об особой филигранной пластике артиста, легко чувствующего себя в образе манерного учителя танцев, лукавого батюшки, старательно отгородившегося от паствы, нелепого и зажатого немецко-русского режиссера, с неподражаемым акцентом рассуждающего об эротике и так далее по списку (включающему более 30 персонажей).

На вопрос, насколько создателям “Jukebox” удалась задача показать, как звучит Москва и ее обитатели, ответить непросто. Ведь столица – огромная страна, непохожая на ушедшую первопрестольную с ее особым говором, его услышишь разве что у старожилов. Сегодня мегаполис, в особенности центр, похож на европейский город. Ведь не случайно все чаще вывески магазинов, кафе пишутся на латинице. “Улица найтин оу файв года” – объявляет диктор в метро (так озаглавлена одна из новелл Романа). Смешно, конечно. Как и стрелка, указывающая направление к скульптуре “Worker and Kolkhoz Woman”.

“Колхозница и рабочий” – спектакль режиссера Евгения Маленчева по пьесе Михаила Чевеги играли в цокольном, музейном пространстве знаменитого памятника. Еще до начала зрители слышат доносящийся из-за дверей “Марш советских танкистов”, тот самый, где рифмуются “блеск стали” и “товарищ Сталин”. Публику пригласят в буфет, интерьер которого напомнит довоенный стиль: люстра и светильники со стеклянными подвесками, двери, украшенные витражами с разноцветным орнаментом. На столиках – морс в граненых стаканах, по легенде, изобретенных Верой Мухиной, скромная закуска, позже подадут классический советский комплексный обед – борщ и котлету с пюре. И все же основное блюдо – пьеса-пародия на опусы Виктора Гусева. Она написана раешником, в котором слышатся детские считалки (“на золотом крыльце сидели царь, царевич, художник Малевич”) и цитаты из классиков. В самом начале в буфете появится молодой человек в трусах. Худсовет (его изобразит компания дзанни) возмущен: Мухина задумала сделать своих героев обнаженными. Так в шутливой форме рассказана многострадальная история памятника, процесс его создания сопровождался многочисленными доносами (к примеру, кто-то рьяный разглядел в складках развевающейся ткани портрет Троцкого). Однако главный сюжет – знаменитая парижская победа на Всемирной выставке и фантастическая история о романе Рабочего – Николая (Глеб Германов) и Марлен Дитрих (эту роль, как и роль Веры Мухиной, играет Анастасия Альмухаметова). Одна из лучших – поэтичная сцена в кафе, где Марлен угощает Николя улитками и фуа гра. Варя – прототип Колхозницы (Ксения Чигина) ревнует партнера, сбежавшего на свидание накануне открытия выставки.

Скульптура Веры Мухиной, в 1937 году восхитившая французов (Пикассо собирал деньги, чтобы выкупить ее у СССР), вернулась в Москву. За плохое поведение (Мухина остановилась в Париже не с советской делегацией, а у подруги-невозвращенки Александры Экстер) скульптор была наказана. Ей не разрешили присутствовать на демонтаже, а на родине установили скульптуру на невысоком постаменте (пеньке, как называла его Вера Игнатьевна). Со временем скульптура “Рабочий и колхозница” для многих стала символом сталинского соцреализма. В 2009-м при реставрации приняли решение поднять скульптуру на высоту, приближенную к высоте парижского павильона. Уйдя от всяческого пафоса, команда Маленчева сумела найти верный баланс между смешным и страшным, высоким и низким стилем и внесла свой вклад в реабилитацию творения Мухиной. Жаль, если эта акция так и останется однодневной.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
№ 16 за 2021 год.