Эхо театра

Фото М.МОИСЕЕВОЙ
Фото М.МОИСЕЕВОЙ

В РАМТе выпустили аудиоспектакль “Сто” – к столетию театра и двухсотлетию особняка, в котором театр располагается с 1936 года, того самого года, когда в течение одной недели из здания на Площади Свердлова выселили МХАТ Второй и отдали его Центральному Детскому театру Наталии Сац. И уже на следующий день после последнего спектакля МХАТа Второго на центральной лестнице кучей валялись афиши, программки, портреты артистов, выброшенные волей новых хозяев… О событиях минувших ста лет, происходивших в стенах этого дома, рассказывают несколько голосов в наушниках (Нелли Уварова – Гардеробный номерок, главный рассказчик; она же Наталия Сац, Нина Дворжецкая – Центральная лестница, Рамиля Искандер – Зеркало, Евгений Редько – Виктор Розов, Максим Керин – Анатолий Эфрос, Татьяна Матюхова – Валентина Сперантова и другие). Распределение ролей-голосов тут неслучайно, оно выстраивает внутренние, тонкие и увлекательные сюжеты и параллели истории и современности. Перебивая друг друга, подыскивая слова, делая многозначительные паузы, вздыхая, зажигаясь от того, о чем говорят, голоса современных артистов ведут нас по зданию Молодежного театра и его биографии, помогают вслушиваться в эхо истории. И на наших глазах, вернее, в нашем воображении, оживают события, скажем, диалог Виктора Розова и Анатолия Эфроса – в каморке под лестницей, про которую ты и знать не знал, хотя бывал в РАМТе, кажется, тысячу раз.

Конечно, именно РАМТ, вернее, театр как таковой, – оказывается главным героем этой истории, во время которой нужно все время подниматься и спускаться по лестницам – парадным и узким, пологим и крутым (жанр спектакля определен его создателями как sound-восхождение в 238 ступеней). Театр предстает живым организмом, заводом по производству спектаклей, где помимо артистов служит огромное количество людей: костюмеров и гримеров, рабочих сцены и цехов. Вот главное, что осознаешь на этом аудиопроменаде, который сочинили драматург Юлия Поспелова и режиссер Александр Хухлин на основе своего эскиза, показанного на Лаборатории новых форм в РАМТе в декабре 2019 года.

О ком-то из сотрудников театра нам только рассказывают, кого-то мы встречаем, пробираясь по узким коридорам, в которых расположены цеха и гримерки. Причем, судя по недоумевающим взглядам, встреча наша с ними – незапланированная, вернее, они, скорее всего, были о ней предупреждены, но среди повседневных дел забыли. Верится, что это не постановочные появления нужных для спектакля персонажей, а просто жизнь, подсмотренная нами. На подоконнике за кулисами притулились куклы, на вешалках висят отглаженные костюмы к вечернему спектаклю, ждут своего выхода на сцену реквизит и детали декораций. Никакого специально наведенного показательного порядка. Не свалка, не толчея, но организованный, сложно устроенный механизм под названием “театр”, вот что становится очевидно на этом спектакле-экскурсии. К тому же обнаруживается, что за кулисами катастрофически мало места, отчего ощущение дома, разумно устроенного и давно обжитого, лишь возрастает.

Особенной остановкой на пути по театральным лестницам, коридорам и закоулкам становится малюсенькая, расположившаяся где-то высоко, гримерка Валентины Сперантовой – актрисы, долго игравшей мальчиков, а потом резко перешедшей на роли старух. Ее монолог звучит у нас в наушниках и иллюстрируется фотографиями, которые мы, по настоянию Проводника, специального человека, безмолвно указывающего группе в 10 человек, куда идти и что делать, достаем из ящика гримировального столика. И вдруг обнаруживаем себя во временном портале. Таких порталов, обрушений в прошлое или попаданий в иное измерение, во второй части экскурсии много. После гримерки Сперантовой следуют колосники, сюда забираешься по трем лестничным пролетам и оказываешься то ли на мачте корабля, то ли в поднебесье: люди на сцене кажутся с этой высоты не больше спичечного коробка.

Потом спускаешься в трюм сцены, садишься, окруженный зеркалами, под поворотный круг и слушаешь в наушниках рассказ о том, что такое театр, как он устроен и зачем вообще нужен. Затем снова восхождение наверх – туда, где на последнем ярусе расположены осветительные приборы и видна далекая и манящая сцена, смысл и оправдание всего театрального организма.

В спектакле “Сто” найден баланс между сюжетностью, интригой (очень расцвечивает начало повествования эпизод с опозданием Нелли Уваровой) – и довольно пафосными, если их записать, словами о сути театра. Но, произнесенные вполголоса, они не кажутся неискренними – напротив, трогают, берут за душу, и непритязательный спектакль неожиданно оказывается событием твоей жизни.

Катерина АНТОНОВА

«Экран и сцена»
№ 5 за 2021 год.