Все еще будет

В этом году главный приз петербургской премии “Золотой Софит” присужден Творческой команде БДТ имени Г.А.Товстоногова за портал bdtdigital.ru. Программа стартовала 13 апреля, в тот момент, когда стало очевидно, что борьба с коронавирусом – не блицкриг, а затяжная война с невидимым и беспощадным противником.

Само слово “портал” – термин архитектурный, имеющий отношение и к архитектуре театральной, но в новых условиях, когда и артисты, и зрители оказались изолированы от сцены, быть может, самыми верными покажутся еще два значения. Первое из фармакологии – так называется лекарство-антидепрессант. И второе – мистическое: переход из одной реальности в другую.

В дискуссии Марины Давыдовой с Андреем Могучим “Театр после карантина. Новые вызовы нового времени”, состоявшейся накануне открытия bdtdigital, художественный руководитель Большого драматического театра говорил, что главным для него является не эстетический, а социальный аспект проекта: “Программа должна нести социальную нагрузку, и прежде всего для артистов. Сейчас, когда искусство стало дигитальным, прерогатива художника, писателя растворилась. В этом смысле вопрос перехода в область этическую для меня очень важен. Этим мы и пытаемся заниматься”.

Структурируя программу, организаторы с самого начала старались вовлечь в свою затею всю труппу. Так, исподволь создавался впечатляющий портрет театра – совокупность индивидуальностей, объединенных общим делом. Артисты легко перешагивали границы самоизоляции благодаря слаженной работе помощников: видеоинженеров, звукооператоров, художников, композиторов, всех не перечислишь.

На первый взгляд, программа предлагала оглянуться назад и обнаружить хорошо забытое старое. К примеру – утренняя гимнастика, для которой нашли запись начала 1960-х, звучавшую по радио, – бодрый голос Николая Гордеева, командующего упражнениями под аккомпанемент пианиста Валентина Родина. В анонсе рубрики можно было прочесть: “В условиях всеобщего домосидения и домолежания, как никогда, важно двигать не только мозгом, но и телом. А сделать это можно в дружной компании актеров БДТ”. В окошках Zoomа каждый участник показывал себя. Кто-то неукоснительно и красиво выполнял все команды, кто-то избрал роль пассивного наблюдателя, кто-то вносил изменения и делал гимнастику по-своему. Зритель мог присоединиться и стараться не отставать от артистов, а мог просто любоваться их прекрасной спортивной формой. Но в любом случае он получал заряд позитивной энергии. Поначалу акцию предваряли небольшим приветственным словом сами актеры. Позднее к этому прологу подключили реальных и потенциальных петербургских зрителей: учителей и работников банков, спортсменов и геологов…

Рубрика “Радиотеатр” может показаться анахронизмом. Но в интерпретации bdtdigital этот формат стал во многом определяющим направление поисков, он идеально подходил для быстрого реагирования (эфир без изображения раскрепощает артиста и, одновременно, становится импульсом для работы воображения слушателя). В уже упомянутом интервью Андрей Могучий рассказывал, что с идеей рубрики он обратился к Алисе Фрейндлих – она мгновенно откликнулась. Режиссер и актриса вместе стали выбирать материал. “Давай мы сделаем что-нибудь попроще и понежнее, – сказала Алиса Бруновна, – сейчас людям нужно лекарство”. Она остановила свой выбор на “Записках из молескина” Марианны Гончаровой, прозу которой можно назвать терапевтической. Голос Алисы Фрейндлих, его интонации способны сделать невидимое видимым. Интересно, что автор, услышавшая чтение актрисы, изумилась тому, “как она из смешного делает печальное, а из печального – очень смешное”.

Георгий Штиль прочел рассказы Михаила Зощенко и сделал это очень по-своему. Когда-то непревзойденным исполнителем Зощенко считался, и по праву, артист БДТ Николай Трофимов, но если Николай Николаевич замечательно показывал персонажей писателя, то у Георгия Антоновича – героем становится сам текст, неповторимый язык Зощенко. Позднее в репертуаре “Радиотеатра” появились рассказы Аркадия Аверченко и Василия Шукшина в интерпретации Штиля, знакомые лишь специалистам и знатокам сказки братьев Гримм, прочитанные Мариной Игнатовой с тонким пониманием стиля этой, по выражению Н.Я.Берковского, первоклассной немецкой прозы. Уникальный поморский говор и юмор “Северных сказок Писахова” оказались созвучными редкостной органике Нины Усатовой.

Порой чтение классического текста превращалось в полноценный моноспектакль. Древнюю “Повесть о Петре и Февронии Муромских” Светлана Крючкова превратила в священнодействие, погружая слушателя в особый, возвышенный мир жития. Глубокое, проникновенное, богатое оттенками чтение актрисы сопровождала музыка Александра Маноцкова, его “История Петра и Февронии в клеймах” в исполнении дуэта Анны Вишняковой и Виктории Артюховой.

В формате радиотеатра был осуществлен один из главных проектов – марафон 9 мая к 75-летию Победы, начавшийся в 11 часов утра чтением по телефону “Дневников и писем войны”. Свидетельства времени (сценарий создавался в содружестве с онлайн-проектом “Прожито”) читали Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Анатолий Петров и многие другие – в общей сложности проект объединил около 80 артистов. Воспоминания старейшин БДТ – Марины Адашевской, Людмилы Шуваловой, Георгия Штиля, Эдуарда Кочергина, чье детство совпало с войной, выставка фотографий из домашних архивов погружали зрителя в прошлое. Частные хроники вырастали в общую трагическую историю страны, ее неисчислимых потерь. “Еще до встречи вышла нам разлука”, – так начинается песня М.Минкова “Если б не было войны” о поломанной судьбе, неродившихся детях и внуках. Молодая актриса Ольга Ванькова спела ее пронзительно, с затаенной болью, как личную исповедь женщины, пережившей войну.

Этой весной беда пришла нежданно-негаданно в каждый дом, и очень скоро многие услышали от знакомых врачей: мы на военном положении, в “полевых” условиях. После одного из таких разговоров у Андрея Могучего родилась идея акции #помогиврачам в форме документального спектакля, материалом для него стали подлинные истории медиков, работающих в “красной зоне”. Олег Басилашвили, Светлана Крючкова, Ируте Венгалите, Елена Попова немедленно подключились к работе, проект не вмещал всех, кто хотел в нем участвовать.

На извечный вопрос: может ли театр изменить мир к лучшему? – bdtdigital дал весомый утвердительный ответ. Один из “драматургов”, чей пост в соцсетях прочла с экрана Алиса Фрейндлих, написала, что, услышав голос актрисы, испытала прилив энтузиазма, что это важнее любых государственных наград. Театр показал онлайн спектакль “Алиса”, весь сбор от которого был перечислен в НИИ Скорой помощи имени Джанелидзе. “Для меня главная цель – обратить внимание на врачей. Они же заперты в больницах. Важно дать сигнал этим людям, что они не одиноки”, – говорил Могучий.

Акция #помогиврачам – эстафета, которую вместе с БДТ, журналом “Театр” и фондами “Не напрасно”, “Что делать” и “Живой” подхватили “Гоголь-центр”, “Современник” и многие другие государственные и независимые коллективы, столичные и провинциальные. Была собрана внушительная сумма – около семнадцати миллионов рублей.

***

Программа bdtdigital вовлекала в свою орбиту разные слои пуб-лики. Рубрика “Социальное пение” начиналась как “зримая песня” (жанр, родившийся на знаменитом курсе Г.А.Товстоногова). Время и предлагаемые обстоятельства иногда меняли смысл известного хита до неузнаваемости. Вот, к примеру, песня “Вас хочу будить утром” из репертуара Алисы Фрейндлих и Владимира Трошина. Все, кто слышал ее по радио, были покорены мелодикой, оттенками, обертонами двух любимых голосов. Голоса завораживали, а текст казался чистой лирикой. Разделенные невидимой стеной (самоизоляция помогает актерам ощутить и передать драматизм истории), Дмитрий Воробьев и Полина Маликова (Толстун) поют о несостоявшемся счастье, о непреодолимой преграде. Еще один дуэт – Карины Разумовской и Виктора Княжева – переиначил знаменитое “Неудачное свидание” (“С утра побрился и галстук новый…”), спев и сыграв маленький смешной и грустный спектакль в жанре абсурда. Анна Вишнякова – замечательный завмуз БДТ, дирижер, хормейстер, человек-оркестр – подбирала каждому участнику проекта идеально подходивший его индивидуальности материал, проведя артистов через разнохарактерные номера: от шлягеров 1960-70-х, песен из кино- и мультфильмов (особо отметим целый цикл речитативов Микаэла Таривердиева) к современным произведениям, главным образом, творчеству Александра Маноц-кова, в котором сплетены традиции фольклора с духовной музыкой.

Привычной и любимой публикой форме “творческих встреч” посвятили рубрику – “Воскресение с Ниной Усатовой” – раз в неделю актриса принимала виртуальных гостей у себя дома и потчевала их чудесными рассказами-воспоминаниями. Один день из детства стал темой проникновенного моноспектакля Дмитрия Воробьева “Центрифуга”, посвященного отцу, режиссеру Владимиру Воробьеву. Рубрика “Разговоры о профессии” выглядела живой и наглядной передачей опыта от старших к младшим, введением в права наследования.

Особо любознательным зрителям БДТ предлагал лабораторные проекты, работы молодых режиссеров. Среди них – чрезвычайно интересная работа Евгении Сафоновой по рассказам Томаса Бернхарда (соединение радиотеатра с театром визуальным). Блюстители традиций морщились, увидев Minecraft-спектакли Эдгара Закаряна “Вишневый сад” и “Моцарт и Сальери”. Но, кто знает, возможно, именно через виртуальную игру может произойти сближение юной аудитории с той институцией, которую мы называем театром.

Портал как переход в другое пространство стал смыслом bdtdigital. В непредсказуемом, тревожном поле театр аккумулировал воображение, фантазию своих артистов, режиссеров, художников, и они создали особый, мощный и жизнеутверждающий мир. Приближая те времена, о которых спела Глафира Лаврова – стажер труппы БДТ: “А знаешь, все еще будет!”

5 сентября БДТ открыл новый сезон на Основной сцене.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена«
№ 17 за 2020 год.

Print Friendly, PDF & Email