Семейные связи 4G

В нынешние карантинные времена театр вынужден приспосабливаться и стремительно исполнять заветы Кости Треплева, изобретая новые формы. Постановки изначально придумываются и приспосабливаются под онлайн-формат, что порождает эстетику, близкую кино. Из-за аскетизма оформления вновь становятся важными нюансы – выражение лица и интонация, отдельное конкретное слово. В этом есть свои минусы и плюсы, но иногда спектакли, сделанные подобным образом, удивительно точно попадают в актуальную повестку дня и затрагивают темы, которые потом будет вполне реально развить и углубить в ином, офлайновом, жанре.

В лаборатории одного из персонажей книги братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» висел плакат «Нужны ли мы нам?». Новая пьеса Дмитрия Данилова «Выбрать троих», в сущности, повторяет тот же вопрос, несколько его перефразируя.

В изначальном – кратком – варианте драматург предназначал пьесу для участия в онлайн-фестивале «Корона-драма», хотя, по собственному признанию, писать «на злобу дня» очень не любит. До «полнометражного» текста (спектакль длится около часа) Данилов доработал ее по настоятельной просьбе режиссера Евгения Каменьковича. Так родилась премьера в исполнении актеров «Мастерской Петра Фоменко» в формате онлайн-конференции в программе Zoom.

Сюжет прост: требования самоизоляции добрались до логического предела, и каждый человек имеет право выбрать лишь троих, с кем он в дальнейшем сможет общаться непосредственно – интимно. Оставшимся за пределами этой тройки разрешены только виртуальные контакты. Среднестатистическое семейство собирается на совет – он, разумеется, тоже проходит в отдельных окошках чата. Задача поставлена – распределить те самые три слота, полагающиеся каждому. Нервный и шумный глава семьи (его темпераментно играет Анатолий Горячев) яростно обрушивается на домочадцев через бесстрастную сеть, нервная, заполошная мама (Галина Кашковская), домохозяйка-филолог, к месту и не к месту напевает старые шлягеры, сыплет умными латинскими словами, суетится, поправляет очки и безостановочно язвит. Дети-пофигисты, юные сын и дочь, относятся ко всему предельно спокойно – для них цифровая реальность уже давно не экзотика, а обыденность. Бледная же поскрипывающая бабушка с питательной маской на лице (Вера Строкова) вообще долгое время как будто бы и не включается в происходящее.

Всем приходится играть только лицом и голосом, поэтому, строго говоря, «Выбрать троих» – скорее нечто среднее между читкой и стенд-ап шоу, нежели полноценный спектакль (впрочем, на полноценность в сегодняшних условиях рассчитывать не приходится). Возможно, именно из-за акцента на слове тлеющие семейные конфликты, любовь и токсичность оказываются в спектакле всего лишь первым этажом пьесы. Мама вполне предсказуемо, выбирает в слотах мужа и детей, отец, чуть менее очевидно распределяет приоритеты между начальником, женой и абстрактным коллегой по работе. Бабушку с просьбами не оставить ее одну почти никто не слышит, кроме внучки – все вроде бы стандартно.

История обычных семейных отношений спотыкается на детях, которые не особо стремятся выбирать кого-то для непосредственного общения в семье и вообще не рвутся лично присутствовать в жизни родственников и друг друга. Сын Павел (его мягко и чуть иронично играет Вениамин Краснянский) как истинный представитель поколения цифры объясняет растерянной маме, что все проблемы нынче легко решить по скайпу. Страсти накаляются, и в вихре эмоций проступает главный вопрос – нужны ли людям вообще привычные взаимоотношения, или современные технологии с успехом справляются с этой миссией. Из всех домочадцев традиционного взгляда придерживается только мама, прочие автономны и выбирают тех, кто нужен по работе или для иного дела (или – что еще важнее – добровольно никого не выбирают). Сознательно отказываются от того, что принято считать первостепенным в социуме.

Драматург переосмысляет саму ситуацию выбора между абстракцией и живыми людьми. Но так ли уж очевидна сейчас правильность любого выбора, так ли непоколебимы ценности – пока еще это вопросы Дмитрия Данилова к сегодняшнему дню. Но за сегодня всегда приходит завтра.

Юлия КУЛАГИНА

«Экран и сцена»
№ 11 за 2020 год.