Не стало оператора Валерия Павловича ШУВАЛОВА
В дожде, стучащем по вагонному стеклу в самых первых кадрах фильма “По главной улице с оркестром”, – осенняя грусть, ушедшая молодость, разочарования, несбывшееся. Этот дождь оператор Валерий Шувалов словно срифмовал с другим, тридцатилетней давности, оттепельным – в “Весне на Заречной улице”. Тоже в первых кадрах. Одним из операторов “Весны…” был Петр Тодоровский. На его “Фокуснике” Валерий Шувалов входил после ВГИКа в студийную жизнь, а спустя годы Тодоровский позвал его оператором-постановщиком на картину “По главной улице с оркестром”. Вот так закольцевалось (даже в названиях). И в ту “Весну…” было отправлено своеобразное изобразительное послание.
С Петром Тодоровским Шувалов снял еще “Интердевочку”.
…В кадр неторопливо входят безлюдный рассветный город, Нева, разведенные мосты, поливочная машина, умывающая утренние улицы. Серо-голубая дымка и встык вызывающие краски “ночных бабочек”. Молодая женщина на утренней набережной выделывает озорные па в предощущении светлых перемен. Это начало фильма. А вот его финал: шоссе, расплывающиеся от слез и дождя огни встречных машин. Крупно – заплаканное лицо героини Елены Яковлевой. Стоп-кадр. Все. А между началом и концом за простым желанием счастья скрыты страхи, пороки, желания, метания, сожаления, раскаяния, мечты, надежды. И все это отражено в изображении. В нем нежность, романтизм, экспрессия и легкое дыхание.
По словам Александра Митты, затевая свой авантюрно-исторический “Сказ про то, как царь Петр арапа женил”, он хотел, чтобы там было все: и драма, и комедия, и трагифарс. Валерий Шувалов соединил в изображении, казалось бы, несоединимое, элементы разных стилей (например, лубка и барокко), и получился густой и сочный “микст”. А актерам оказалось привольно и в пространстве откровенно театральных декораций, и на влажных зеленых лугах.
С Миттой Валерий Павлович снял три фильма. Он, похоже, оказался идеальным воплотителем его режиссерских замыслов. Сначала был “Сказ…”, потом “Экипаж” и “Сказка странствий”.
“Экипаж”– тоже смесь жанров, два фильма в одном: мелодрама и фильм-катастрофа, и каждый решен по-своему.
Семейные хроники, ссоры, раздоры, встречи, расставания, любови. Оператор, наблюдая за поворотами сюжета, отношениями между героями, приближает их к нам, будто настаивая – мы должны их как следует рассмотреть, узнать, запомнить. Потому что главное впереди. Потому что частные истории сольются в единую. Потому что все жизненные неурядицы, все бытовое уйдет на второй, третий план, когда экипаж отправится в тот роковой полет и случится едва ли не “конец света”. Вот уж где оператору пришлось выложиться. Проявить изобретательность, неординарность решений.
Кадры катастрофы в “Экипаже” 1979 года – классика. И ручная работа – до компьютерных “ухищрений” оставались годы и годы.
“Сказка странствий”прошла в свое время незамеченной. Наверное, потому, что ее относили к детской аудитории, а аудитории этой не под силу оказалось раскрыть множество заложенных в ней смыслов, подтекстов.
Фильм-притча, фэнтези, метафора. Путь в поисках Добра в борьбе со Злом не ближний. Сменяются времена года, пейзажи, краски. Огонь заполняет экран багровым. Снег – белым. Брызги фейерверка – серебром. Несметные сокровища – золотым дождем. Штормовые волны вот-вот выплеснутся за рамки кадра. Полет на самодельных крыльях дарит ощущение счастья и свободы. Сказка странствий – странствий души.
В апреле 2014-го Валерий Павлович получил специальную премию “Белый квадрат” “За вклад в операторское искусство” имени Сергея Урусевского. Профессиональную награду от коллег по цеху – премия учреждена Гильдией кинооператоров. Что важнее важного. На той церемонии Александр Митта произнес: «Вместе с Шуваловым мы сделали три классные картины. И в каждой – его невероятный фанатизм. В зале есть люди, которые помнят, что такое работать оператором в прежние годы – камера весила по 60 килограмм, а приборы по 500. Я говорил: хорошо бы метров на двадцать продвинуться, там лучше точка. А Валера отвечал: тебе это двадцать шагов, а мне тонны. Но бежал с камерой в огонь на “Экипаже”. Всегда красивый…
Мой учитель Михаил Ильич Ромм говорил, что оператор – сердце картины. И Валера это подтвердил на собственном примере».
Алена ДМИТРИЕВА
«Экран и сцена»
№ 10 за 2020 год.