Мечты байкеров, рэперов и саксофонистов

Постер к фильму “Дочь”
Постер к фильму “Дочь”

В Дакке, столице Бангладеш, откуда я летела через катаровскую Доху, сверкающую нефтяным золотом, через столицу нашей родины, через заснеженную столицу мормонов Солт-лейк сити в местечко под названием Парк-сити, было, по бангладешским понятиям, довольно прохладно – +22 +23. Но попасть немедленно в снежную метель, испытывая все прелести джетлага, было слишком даже для бывалых “летунов”.

Тем не менее, пришлось сразу же окунуться в фестивальную жизнь Сандэнса, любимого детища Роберта Редфорда. Хоть и несравним этот маленький, когда-то шахтерский, городок, затерявшийся в горах штата Юта, с гигантской Даккой, но в дни Сандэнского фестиваля он бывает почти так же перенаселен.

Хотя сказать “окунуться” – не совсем точно. Скорее, уткнуться. Уткнуться в фестивальный экран. Кажется, это был первый мой фестиваль, на котором я не пошла ни на одну вечеринку, поскольку довольно трудно было оторваться от экрана. А на нем оказалось много интересного.

Поразило “черное” кино. Его всегда много на этом фестивале независимого кино. Но никогда не покидало ощущение, что его много, скорее, для статистики. Здесь любят статистику: столько-то фильмов сделано женщинами, столько-то ЛГБТ сообществами и так далее. Вот и на этот раз, на церемонии закрытия вновь была озвучена статистика: из 28 призов, врученных 25 фильмам, 12 (48%) сделаны женщинами, 10 (40%) – цветными обоего пола и 2 (8%) – представителями ЛГБТ сообществ.

Но это сухие цифры, а экран свидетельствовал о живом, мощном взлете кино, сделанного чернокожими американцами и рассказывающего о чернокожих американцах. Оно окончательно вышло из черного гетто на просторы кино общемирового, вливая в него свежую кровь, мощную энергетику. “Черная струя”, на мой взгляд, лучшие фильмы Сандэнса.

По улицам Балтимора носятся подпольные черные байкеры (“Очаровательные короли улиц” Анхеля Мануэля Сото). На них завистливо поглядывают уличные мальчишки, подражают им, хотят быть на них похожими. Однако байкерством не прокормишься – если ты хочешь быть с ними, ты непременно втянешься в наркоторговлю. 14-летний подросток по кличке Маус (невероятно харизматичный Джахи Ди Алло Уинстон) очень любит животных и мечтает стать ветеринаром. А еще – иметь этого роскошного железного коня и летать на нем по воздуху (съемки гонок байкеров просто захватывают дух).

Сбудется ли мечта подростка, или он закончит свою жизнь в темной подворотне, как это случилось с его другом? Картина, наполненная ритмами хип-хопа, виртуозными байкерскими трюками, снятая в бешеном темпе, буквально пронизана электрическим током. Актерский ансамбль фильма – Джахи Ди Алло Уинстон, Мик Милл, Уилл Кэтлетт, Тейона Паррис, Дониэл Тримейн Хэнсли и Кези Кертис – получил Специальный приз жюри.

Рада, нью-йоркская сценаристка, пишет что-то банальное “из жизни Гарлема” и мечтает о рэпе (“Сорокалетний вариант” Рады Бланк, автора сценария, режиссера, продюсера и актрисы). Ей сорок лет, она огромна, и красавицей ее не назовешь. Но в то же самое время в ней море обаяния и бешеной энергии.

Нью-Йорк, лето 1957 года. Роберт – начинающий саксофонист (Ннамди Асомугха), Сильви – продавщица в музыкальном магазине (Тесса Томпсон). Он мечтает о большой сцене, она о прекрасном принце. Они встречаются, влюбляются, расстаются (“Любовь Сильвии”, режиссер Юджин Эше). Фоном – джазовые импровизации. Мать Сильвии препятствует развитию их отношений: Роберт беден, и профессия его не внушает больших надежд на будущее. Они вновь встречаются, любят по-прежнему и… вновь расстаются. Роберт становится королем сцены, Сильвия богатой домохозяйкой. Соло саксофона (актер, который и неактер вовсе, а футболист, два года учился играть на саксофоне, чтобы самому исполнять джазовые импровизации). Они вновь встречаются (на берегу океана, под звуки джаза), чтобы… не расстаться никогда.

Романтическая любовная история из времен “золотого века” Голливуда, незамутненная более поздними жанровыми миксами – в черном варианте. Актеры – молодые, красивые, харизматичные.

Главный приз Сандэнса-2020 в игровом американском конкурсе получила замечательная картина “Минари” режиссера корейского происхождения Ли Исаак Чанга о корейской семье, в 80-е годы прошлого века переехавшей из Калифорнии в Арканзас, где отец семейства решил построить дом и начать новую жизнь. Семья на грани распада, несчастья следуют одно за другим, но именно они помогают всем понять, что только вместе, только сообща, только одной семьей им с ними справиться. Фильм получил также приз зрительских симпатий.

Главный приз в документальном американском конкурсе достался фильму “Правительство мальчишек” (“Boys State”, режиссеры Джесси Мосс и Аманда Макбейн) о том, как 17-летние подростки из Техаса объединились, чтобы создать свое, мальчишеское, правительство.

Специальным призом жюри отмечена социальная драма “Никогда редко иногда всегда” Элизы Хиттман, по сюжету напоминающая румынский фильм Кристиана Мунджиу “Четыре месяца, три недели, два дня”. В поисках места для прерывания нежелательной беременности две юные девицы бродят по неприютным улицам Нью-Йорка.

Одним из лауреатов в конкурсе короткого метра стала анимационная картина “Дочь” Дарьи Кащеевой, бывшей выпускницы Академии имени Гнесиных, а сейчас студентки факультета кино и телевидения Пражской академии искусств и номинантки на “Оскар”.

Бурную дискуссию вызвал документальный фильм “Добро пожаловать в Чечню” Дэвида Франса о преследовании геев в Чечне, развязанном режимом Кадырова. Оператор картины и сопродюсер – Аскольд Куров, один из авторов ленты “Зима, уходи” и номинант на премию кинокритиков “Белый слон”-2019 за фильм “Новая”. “Добро пожаловать в Чечню” получил Специальный приз жюри за монтаж (Тайлер Уолк).

Для красной дорожки звезд в Сандэнсе тоже хватало. Зрительский ажиотаж обеспечили фильмы программы “Премьеры” с голливудскими звездами. Итан Хоук (изобретатель Никола Тесла в “Тесле” Майкла Альмерейды), Гленн Клоуз (мать, пытающаяся спасти дочь-наркоманку в фильме “Четыре хороших дня” Родриго Гарсии), Энтони Хопкинс (страдающий деменцией глава семейства из фильма Флориана Зеллера “Отец”), Джулианна Мур (Глория Штейнем, возглавившая феминистское движение в фильме Джули Теймор “Глории”) и другие.

Евгения ТИРДАТОВА

«Экран и сцена»
№ 3 за 2020 год.

Print Friendly, PDF & Email