Просветитель

Из архива Международного театрального фестиваля имени А.П.Чехова12 февраля юбилей Валерия Шадрина, создателя и генерального директора Международного театрального фестиваля имени А.П.Чехова, президента Международной конфедерации театральных союзов.

Новая эра в жизни Валерия Шадрина, бывшего начальником Главного управления культуры Москвы, началась с идеи создания Международного театрального фестиваля, родившейся в недрах Союза театральных деятелей СССР, и ее воплощения. За минувшие с той поры уже больше четверти века Шадрин, инициатор многих театральных событий, уверенно и непреклонно шагнул в историю театра как первопроходчик просветительской деятельности начала девяностых, подхваченной вслед за ним следующими поколениями.

Все профессиональные завоевания Валерия Шадрина имеют в своем фундаменте прочнейшие человеческие отношения. Перед началом очередного Международного театрального фестиваля имени А.П.Чехова, представляя на пресс-конференции участников, Валерий Иванович с неповторимой домашней интонацией произносит едва ли не о каждом: «Наш большой друг». И действительно, выдающиеся режиссеры, хореографы, актеры, однажды побывав в Москве на Чеховском, навсегда становятся преданными друзьями фестиваля и лично Шадрина. Пару лет назад Робер Лепаж сказал журналистам: «Валерий – мой русский папа, я так и называю его: папа. Когда работаешь, очень важно выстроить родственные связи». Для Валерия Шадрина не менее естественно находить близких по духу людей и протягивать фестивальные нити, будь то Деклан Доннеллан или Питер Брук, Филипп Жанти или Джеймс Тьере, Даниэле Финци Паска или Роберт Стуруа, Сильви Гиллем или Мэтью Боурн. За минувшие два с половиной десятилетия благодаря Шадрину и его команде Москва видела множество по-настоящему выдающихся работ режиссеров Джорджо Стрелера, Петера Штайна, Арианы Мнушкиной, Тадаси Судзуки, Эймунтаса Някрошюса, Роберта Уилсона, Кристиана Люпы, Пины Бауш, Люка Бонди, Франка Касторфа, Начо Дуато, Ромео Кастеллуччи, Хайнера Гёббельса, Кристофа Марталера, Андреаса Кригенбурга и других. Трудно представить, как развивался бы новейший русский театр без этой насмотренности.

Валерий Шадрин любит и ценит свою команду, но не имеет в лексиконе слова «невозможно»: его ведут интуиция и любовь, категорически отказывающиеся порой внимать доводам расчета. Ему оказывается подвластно не только получить разрешение снять троллейбусные провода на Тверской в 2001-м ради грандиозного театрализованного карнавала, но и отправить на продолжительные гастроли по Сибири изысканный парижский театр Comedie Francaise в 2010-м. Всемогущество Шадрина распространяется не только на Чеховский фестиваль, но и на проекты Международной конфедерации театральных союзов.

Представляющий собой какой-то особый тип продюсера – организатора, нежного к своим детищам, Шадрин подлинно демократичен, прост в общении, в нем есть «дворянское чувство равенства со всеми живущими»: делающие первые шаги в профессии интересны и важны ему не меньше прославленных и маститых. Именно для молодых был придуман в начале 2010-х еще один проект Валерия Шадрина – состоявшийся за эти годы уже трижды Молодежный театральный форум стран СНГ, Балтии и Грузии, вопреки политической ситуации сводящий вместе тех, кто в силу исторических обстоятельств оказался отдален и разобщен.

В случае с Валерием Шадриным веришь: никакие солидные цифры не помеха его увлеченной и энергичной деятельности. Уж у него-то наверняка найдется, чем нас поразить.

Мария ХАЛИЗЕВА

«Экран и сцена» 12 февраля 2019 года.
Print Friendly, PDF & Email