«Медведи» начинают и выигрывают

Кадр из фильма “Кислота”7-17 февраля. 69-й Международный Берлинский кинофестиваль

Российской картины в конкурсе нынешнего Берлинале нет (в прошлом году был “Довлатов” Алексея Германа-мл.; художник-постановщик Елена Окопная получила “Серебряного медведя”). А есть “Золотая перчатка” Фатиха Акина, “Божьей милостью” Франсуа Озона, “Город-призрак. Антология” Дени Коте, “Мистер Джонс” Агнешки Холланд, “Земля под моими ногами” Мари Крейцер, “Одна секунда” Чжана Имоу, “Элиза и Марсела” Изабель Койшет, “Пираньи” Клаудио Джованнези.

Всего в конкурсе семнадцать фильмов, претендующих на золотых и серебряных “Медведей”. Фильм открытия – конкурсная драма “Доброта незнакомцев” датского режиссера Лоне Шерфиг (ее “Итальянский для начинающих” и “Воспитание чувств” в разные годы побывали в разных программах Берлинского МКФ). Главное жюри возглавит актриса Жюльетт Бинош, получившая на Берлинале-1997 “Серебряного медведя” за роль медсестры Ханны в “Английском пациенте” Энтони Мингеллы.

Однако российские картины есть в других секциях Берлинале. Участник “Форума” – “Мальчик русский” Александра Золотухина, выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете (успешные проекты этой мастерской – “Теснота” Кантемира Балагова, “Софичка” Киры Коваленко, “Глубокие реки” Владимира Битокова; “Теснота” – приз ФИПРЕССИ в “Особом взгляде” Канн, приз за лучший дебют “Кинотавра”-2017 и кинокритический “Белый слон”, а “Глубокие реки” номинировались на “Белого слона” как лучший дебют 2018 года). “Мальчик русский”: время действия фильма – Первая мировая война, главный герой – молоденький солдат, потерявший зрение во время газовой атаки.

“Кислота” режиссера-дебютанта Александра Горчилина (приз за дебют “Кинотавра”-2018, номинация на “Белого слона”), актера московского Гоголь-центра, включена в параллельную программу “Панорама”, где победителя определяют зрители.

В специальной “Панораме” (нынешняя – сороковая) – картина Хусейна Эркенова “Сто дней до приказа”, снятая еще в СССР, в 1990-м. Не высоких художественных качеств, но, пожалуй, одна из первых, где неуставные армейские отношения раскрыты прямо и откровенно. Объяснить ее попадание в юбилейную “Панораму” можно лишь тем, что она была участницей “Панорамы”-1994.

Семь сериалов в программе Berlinale Series – по несколько свежих серий каждого проекта, в том числе шведских “Зыбучих песков”, “8 дней” из Германии, “Ханны” из Великобритании.

Вне конкурса – “Варда глазами Аньес”, документальная лента классика французского кино, 90-летней Аньес Варда о себе самой (кстати сказать, в издательстве “Сеанс” совсем недавно вышел сборник статей о режиссере “Варда”); еще одна документальная лента, “Могло быть и хуже – Марио Адорф”, об актере, которого наш зритель знает по фильмам “Красная палатка”, “Кто вы, доктор Зорге?”, «Операция “Святой Януарий”»; “Прощание с ночью” Андре Тешине с Катрин Денев; “Кто я по-вашему” Сафи Неббу с Жюльетт Бинош в главной роли.

Вне конкурса – “Власть” Алана Маккэя с Кристианом Бейлом в роли Дика Чейни, 46-го вице-президента США. “Власть” вошла в оскаровский шорт-лист в семи номинациях, в том числе как “лучший фильм”, “лучший режиссер”, “лучший актер” (Кристиан Бейл), “лучшая мужская роль второго плана” (Сэм Рокуэлл), “лучшая женская роль второго плана” (Эми Адамс).

В “Берлинской классике”, собирающей киноработы прошлых лет, отреставрированные, обновленные “Бегство девчонки” (Норвегия, 1959), кинодебют Лив Ульман; “Усыновление” Марты Месарош (Венгрия, 1975); “Дестри снова в седле” Джорджа Маршалла (США,1939); “Погоня за смертью” Им Квон Тхэка (Южная Корея, 1980); “Победители” Доминика Графа (Германия, 1994). И “Слово” классика из классиков Карла Теодора Дрейера, режиссера “Страстей Жанны д’Арк” и “Дня гнева”; “Слово” (1955) снято по пьесе датского поэта, драматурга, пастора Кая Мунка, погибшего в концлагере во время Второй мировой войны.

 

Берлинале – первый в киносезоне фестиваль-крупняк. А открывает киногод обычно Роттердамский международный. Нынешний, 48-й по счету, проходит с 23 января по 3 февраля. В основном конкурсе – полнометражный режиссерский дебют актера Григория Добрыгина “Sheena667” о влиянии интернета на семейную жизнь. Между прочим, фестивальная жизнь Добрыгина началась на Берлинале-2010, где его и Сергея Пускепалиса отметили “Серебряными медведями” за работу в фильме Алексея Попогребского “Как я провел этим летом”.

Алена ДМИТРИЕВА

  • Кадр из фильма “Кислота”
«Экран и сцена»
№ 2 за 2019 год.
Print Friendly, PDF & Email