Евгений АВРАМЕНКО

Дух дышит, где хочет

Сцена из спектакля “Повесть о Сонечке”. Фото А.БУХАРОВА

Участникам и гостям VII Международного театрального фестиваля “У Троицы” выпало провести кусочек лета в дивном городке Сергиев Посад, до которого от Москвы – меньше двух часов на электричке и где обнаруживается особое пространство со своим укладом. От ДК имени Ю.А.Гагарина – это большой “театр с колоннами”, одна из фестивальных площадок – минут 15 пешком до…

Миф – жив

Сцена из спектакля “Спасти камер-юнкера Пушкина”. Фото Е.ЧАЩИНОЙ

Отдельную нишу в репертуаре Архангельского театра драмы имени М.В.Ломоносова составили спектакли по пьесам на основе мифа – “Царь Эдип. Прозрение”, “Амфитрион” – или по мотивам мифов непосредственно. Сюда относятся недавние премьеры, зародившиеся в рамках режиссерской лаборатории “Рыбный обоз”, ее провели в августе прошлого года. У этой лаборатории была конкретная тема – мифы Древней Греции; два…

Театр как воля и представление

75 лет Валерию Фокину Этот текст – «датский», он написан к дате. У Валерия Фокина юбилей. Следуя старому доброму правилу: лучше, чтобы текст, посвященный какой-то персоне, стилистически с ней сопрягался, – уместно вспомнить, например, «Рождение Сталина» (самый сложный и интересный фокинский спектакль последних лет), где режиссер сам прекрасно воспроизвел «датский» стиль советской эпохи. «Рождение Сталина»…

Естество-испытательство

Фото А.БРЮХАНОВОЙ

Удивительно, что Андрий Жолдак только сейчас взялся ставить пат-риарха натурализма Эмиля Золя – на Новой сцене Александринского театра: это, конечно, его автор. Физиологически прорисованное существование человека, зависимость от “основного инстинкта”, смакование патологических подробностей, но при этом – опора на мелодраматические ситуации, стремление к “вертикали” и дыхание большой трагедии (еще Эйзенштейн чувствовал у Золя силы возмездия,…

Рецепты незабвения

Сцена из спектакля “Фаина. Эшелон”. Фото Ю.БОГАТЫРЕВА

Самые сильные впечатления от прошедшего в 30-й раз фестиваля “Балтийский дом” связаны с двумя спектаклями московской “Школы современной пьесы”, интересно рифмующимися: “Фаина. Эшелон” в постановке худрука театра Иосифа Райхельгауза и “Все тут” Дмитрия Крымова. Эти постановки основаны на очень личном для каждого из режиссеров материале. Райхельгауз взял опубликованные воспоминания своей матери, не так давно ушедшей…

От простодушия к Инодушному

Фестиваль “МаскерадЪ” проводится Пензенским драматическим театром имени А.В.Луначарского в режиме биеннале (нынешний – третий по счету). Он задумывался как тематический. В этом году “МаскерадЪ” был приурочен к 145-летию со дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда – уроженца Пензы, где сохранились и гимназия, где он учился, и родительский дом, примыкающий к зданию завода, где производилась знаменитая на…

Господствует смешенье языков

Сцена из спектакля “Просто киносъемка”. Фото С.КРАСНОУХОВА

Этим летом международный фестиваль “Сахалинская рампа”, который проводит южно-сахалинский Чехов-центр, длился долго даже по меркам театрального критика. Коллеги из киноцеха обычно бегают с одного киносеанса на другой, чтобы как-то представить себе программу кинофорума, плотно утрамбованную дня в четыре. А тут – две с половиной недели. Разумеется, резерв времени во многом был потрачен на знакомство с…

От соцреализма до сюрреализма

Фото В.ПОСТНОВА. Предоставлено пресс-службой театра

Спектакль “Рождение Сталина”, поставленный Валерием Фокиным по историческим материалам, фрагментам из “Бесов” Достоевского, пьесы Булгакова об Иосифе Джугашвили “Батум”, а также неким “текстам современных авторов”, вышел на исторической сцене Александринки. При Фокине она стала отличаться особым вниманием к традициям и попыткой связать театральные эпохи. Но одно дело – рефлексия театра с оглядкой, допустим, на мейерхольдовский…

Джек спускается в ад

“Дом, который построил Джек”. Режиссер Ларс фон Триер Заголовок этой рецензии не случайно окликает знаменитую пьесу Теннесси Уильямса. Во-первых, Джек, заглавный герой новой картины Ларса фон Триера, и в самом деле спускается в ад – все действие фильма. Правда, зритель понимает это только в эпилоге, который и называется “Катабасис” (переводится как “сошествие в ад”). Во-вторых, из…

Маринистика и не только

Сцена из спектакля “Потеря равновесия”. Фото А.ФОНАРЕВА

Шестой театральный фестиваль “Родниковое слово”, проводимый на базе Архангельского театра драмы имени М.В.Ломоносова, относится к тем театральным форумам, что неизбежно оказываются в ловушке имени, осеняющего программу. В данном случае имени Федора Абрамова. И ясно, что положение “Родникового слова” – даже если учесть, что это биеннале, – заведомо уязвимее, чем у фестивалей, посвященных Пушкину, Платонову, Володину,…