
Нижегородский театральный фестиваль имени Максима Горького прошел десятый раз, хотя отсчитывает свою историю аж с 1958 года. Тогда в Ниж-нем Новгороде показали четыре спектакля по произведениям “пролетарского классика”, включая “Вассу Железнову” с Верой Пашенной, “Фому Гордеева” с Людмилой Целиковской и местную “Фальшивую монету”, где играл Николай Левкоев, чьим именем названа одна из двух премий фестиваля, вручаемая жюри за актерскую работу. (Другая премия – имени левкоевского ученика Евгения Евстигнеева – может быть вручена как актеру, так и спектаклю, режиссеру или любому другому соавтору постановки.) После того первого “съезда” горьковских постановок подобные смотры устраивались раз в одно-два десятилетия, но начиная с 2011 года директор Нижегородского театра драмы имени М.Горького Борис Кайнов и его команда проводят фестиваль регулярно – в режиме биеннале. Раз от разу перед ними встает задача, актуальная для любого театрального форума имени литератора: как собрать афишу из действительно удачных, содержательных прочтений этого автора? А если не только этого автора, то как обосновать включение спектаклей по материалу, вроде бы не имеющему к нему прямого отношения?
В этом году Горьковский фестиваль прошел под заголовком “Герои своего времени: драматургия личности”. Интересно проследить, как складывалась драматургия самого фестиваля. Открылся он торжественно – “Звездой вашего периода” МХТ имени А.П.Чехова в режиссуре несомненной звезды и героини нашего времени Ренаты Литвиновой. Она играет главную роль – стареющую диву советского кино Маргариту Леско, выписанную с оглядкой на героиню Глории Свенсон из “Бульвара Сансет” (спектакль обозначен как оммаж фильму Билли Уайлдера). Спектакль, на фестивальном показе прошедший неровно, оставил недоумение: о чем эта умозрительная история и “что нам Гекуба”? Возможно, на экране тот стиль, который стремились воплотить авторы, сработал бы, но театр требует чуткости к действию, с чем у Литвиновой как у театрального режиссера проблемы. “Звезда вашего периода” выглядит антрепризным провинциальным спектаклем дорежиссерской эпохи. Это, впрочем, не отменяет важности того факта, что фестиваль открылся постановкой МХТ и нижегородцы узрели “живую Ренату Литвинову”. Поклонники дивы (к числу которых отношусь и я) оценили ее простодушный жест – позволить себе пребывать на сцене “как я есть” – с наработанным имид-жем и манерностью. Литвинова прелестно ворковала – можно было даже не вслушиваться в текст, демонстрировала красивые платья стильной колдуньи, ворожила в воздухе руками.

Отдельно выглядел в афише и спектакль театра “Балтийский дом” по пьесе Ильи Члаки “Ты, я…” в постановке Юрия Ядровского. Это дуэт прекрасных петербургских актеров Натальи Парашкиной и Юрия Елагина, диалог Мужчины условного позднесоветского времени и Женщины, предстающей то его женой, то матерью, а то и первой любовью. Нельзя сказать, что спектакль, в Петербурге идущий на камерной сцене, легко выдержал испытание большим пространством. Стал очевиден и нажим в актерской игре, и то, что потерянность героя больше обозначается внешними средствами (отсылающими к Олегу Далю – мы видим на сцене его автопортрет, звучит его голос), чем проживается. Неприкаянность подается как факт, причины ее не рас-крываются, хотя, казалось бы, к этому располагает сам ретроспективный ход пьесы: герой вспоминает, ведет разговор с женщинами из своего прошлого.
Актер Нижегородской драмы Сергей Блохин получил премию Левкоева за роль Тараса Бульбы в одноименном спектакле Олега Липовецкого. Такое чувство, что режиссер ставил повесть Гоголя, находясь “в другом лагере”: режиссерские акценты расставлены так, что запорожские казаки не могут вызвать симпатии, это безликие агрессивные вояки, а Тарас не способен жить без войны, она становится для него самоцелью. Любовная линия – роман Андрия с полячкой – дана весьма формально. Но счастье для театра, что в его труппе есть самобытные мощные артисты, способные создавать роль даже в некоем конфликте с режиссерским построением. Таков Сергей Блохин, сыгравший Тараса как сложную противоречивую личность и любящего отца. Таков и Олег Шапков, чей Кирдяга стал достойным оппонентом главного героя.
Мощно прозвучал в Нижнем Новгороде спектакль столичного Театра имени Вл. Маяковского “Русский роман”, о котором написано немало. Отмечу только, что за годы, прошедшие с премьеры, он не только не потерял сильного дыхания, но развивается; в финале возникло редкое сегодня единение актеров со зрителями. (Миндаугас Карбаускис получил спецприз жюри Горьковского фестиваля за режиссуру.) И хотя Лев Толстой, вокруг которого закручено действие, остается персонажем внесценическим, присутствие “Русского романа” в афише фестиваля имени Горького оказалось символичным: два великих писателя схожи своей миссией в русской литературе.
Собственно за горьковское наследие в этот раз “отвечали” два спектакля: “Мещане” петербургского ТЮЗа и “Васса Железнова и другие” Национального театра из Белграда. Режиссер первого из них Елизавета Бондарь решала как будто прежде всего формальные задачи: персонажи – ожившие в икеевской меблировке мертвецы, двигающиеся как куклы и говорящие искусственными голосами. Иван Стрюк в роли Тетерева явил феноменальное умение очеловечить персонаж даже в таких умозрительных условиях режиссуры, придать ему объем. Но в целом сюжет, который сегодня кажется устаревшим, не зазвучал по-новому.
“Васса Железнова” Златко Свибена поставлена с академической холодностью, статуарно, декламационно, и по большому счету тоже не очень понятно, чем режиссера привлекла пьеса. Но он разбавил ее другими произведениями Горького. И если “Песня о Соколе” выглядит напыщенным символизмом (Ужа и Сокола зритель, судя по всему, должен соотнести с Вассой и ее мужем), то сцены из “Дела Артамоновых” выглядели органично: “сермяжный” эпос резонировал с натурой сербских артистов, которым удаются дикие, природные, языческие по сути проявления героев.
Фестиваль должен был завершиться “Дядей Ваней” московского Губернского театра, но из-за болезни Сергея Безрукова закончился на день раньше спектаклем “Герои среди нас” нижегородского Центра театрального мастерства. Это образец “театра горожан” в режиссуре Никиты Бетехтина: наряду с актерами, исполняющими большие монологи нижегородцев (созданными в технике вербатим и составленными драматургом Сергеем Давыдовым в композицию), участвуют и непрофессионалы, реальные жители города, представители разных возрастов и профессий. Хотя спектакль не имеет никакого отношения к Горькому, он оказался бесспорной удачей фестиваля, и логично, что “Герои среди нас” стали обладателями премии Евстигнеева. (Тот случай, когда жюри идет на закрытие фестиваля, уже понимая, как распределит награды, а финальный спектакль рушит все построение.) Режиссер сумел так организовать сценические условия, что каждый артист, профессионал он или нет, остается собой. Люди говорят о проблемах города, о жилищно-коммунальных сложностях, о своих мечтах и снах, о победах и промахах. Здесь нет желания понравиться зрителю. И именно этим подкупает спектакль, в чем-то очень горьковский – из-за своей злободневности и публицистичности, не отменяющих чуткого вслушивания в человека. Из-за простодушных монологов о труде, о буднях, о социуме. К каждому из этих монологов Никита Бетехтин подобрал свой ключ, помогая исполнителям найти интонацию. Она сторонится как театральности, настырной игры, так и бесцветного бормотания.
Интересно было наблюдать за течением фестиваля, который открылся бенефисом звезды, постепенно набирал сильное дыхание и завершился спектаклем, где принципиально нет звезд, герой вроде бы коллективный, но у каждого присутствующего на сцене свое уникальное лицо.
Евгений АВРАМЕНКО
«Экран и сцена»
№ 21 за 2021 год.