Владимир КОЛЯЗИН

Жест солидарности

Сцена из спектакля «Машина Мюллер». Фото И.ПОЛЯРНОЙ

«Гоголь-центр» в Берлине  На этот раз никто критика в Берлин для освещения гастролей московского театра не отправлял, как случалось и в советские, и в постсоветские времена. Пришлось командировать себя-самозванца самому. Пришлось вообразить нереальный вариант: двадцатые годы XX века, русский Берлин, возможность каждый день отправлять в Москву репортаж. 1. Пресс-конференция в Немецком театре («Дойчес театер») накануне…

Интеллектуальный динамит Эрвина Пискатора

Эрвин Пискатор репетирует оперу “Саломея” Р.Штрауса в Театро Коммунале во Флоренции. 1964 Фото Раффaэло Бенчини. © “The Lahr von Leitis Academy & Archive”

Предлагаем читателям фрагмент статьи Владимира Колязина, предназначенной для будущего сборника «Эрвин Пискатор: “Элементы театра”», в основу которого положены материалы одноименной международной научной конференции, проведенной Государственным институтом искусствознания в 2017 году. В 1935 году Эрвину Пискатору так и не удалось поставить в СССР пьесу Лессинга “Натан Мудрый”, пьесу, невероятно будоражившую его художественное сознание, пьесу, в которой…

В клинче с Францем Биберкопфом

Фото Arno Declair

Гигантская сценическая шарада “Берлин, Александерплац” Себастиана Хартманна, созданная в берлинском Дойчес театре, заставила московскую публику щуриться от мощного потока направленного в зал света огромных передвижных панелей, усеянных лампочками. Ерзать от смущения при виде вакхических сцен, по количеству и бульварной откровенности едва ли не превышающих эпос Казановы. Замирать от виртуозного мастерства Андреаса Дёлера, исполнителя главной роли,…

Возраст патриарха

Петеру Штайну исполнилось восемьдесят, позади пять десятилетий непрерывной театральной деятельности. Таким в Германии похвастаться больше некому. Когда режиссеры достигают возраста патриарха, критики всегда стремятся найти точное и образное определение “места и вклада”. Время реформаторов театра, кажется, давно позади – нет фигур масштаба Станиславского, Вахтангова, Арто, Брехта… После великих – лишь последователи либо преобразователи, талантливые творцы…

Что говорит Эвридика

Фото Gianmarco Bresadola

Новая пьеса Эльфриды Елинек, уже в качестве нобелевского лауреата – как всегда, высокие ожидания, смятение, софистика феминизма, восторги и вопросы, вопросы, вопросы. Фойе берлинского театра “Шаубюне ам Ленинер платц” буквально клокочет перед началом, кофейный аппарат сломался. К счастью, с техникой сцены все в порядке – авто, на котором Эвридика спешит сквозь туннель в земную жизнь, стоит…

Древо Мейерхольдово

Вс.Э.Мейерхольд

Предлагаем читателю фактографическое исследование родословной великого театрального режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Из отклика на скрупулезную и увлекательную работу театроведа Владимира Колязина его коллеги Алексея Бартошевича: “Я назвал бы эту работу романом разысканий. Тут важен не только предмет поисков, но и сам их процесс, причем этот процесс способен временами становиться, так сказать, интерактивным – когда обнаруженные…