Улыбка Гамлета. Фильм, снятый Бруком в 1979 году по книге Георгия Гурджиева «Встречи с замечательными людьми» начинается так: в горной долине южного Кавказа перед толпой крестьян деревенские певцы и музыканты устраивают состязание по обычаю, уходящему в незапамятные времена. Победит тот из них, на чью мелодию отзовутся горы, кто сможет вызвать из глубин голос вселенной, тот,…
Наследие
Гордон Крэг в Москве. 1935
by Алексей БАРТОШЕВИЧ •
На Всемирном театральном конгрессе, собравшемся в Риме в октябре 1934 года, член маленькой советской делегации, директор Малого театра Сергей Амаглобели передал присутствовавшему на конгрессе Гордону Крэгу официальное приглашение приехать в Москву и поставить в Малом театре что-нибудь из Шекспира. Крэг без колебаний принял приглашение и в марте следующего года прибыл в СССР. На границе его…
Юбилейное
Рыцарь и поэт
by Алексей БАРТОШЕВИЧ •
К юбилею Вячеслава Петровича Нечаева С первых студенческих лет одним из заветных мест Москвы для меня и моих сокурсников стал тесный зальчик на одном из верхних этажей Дома Актера на улице Горького. Там помещалась библиотека ВТО, довольно скоро, – к счастью, еще в допожарное время, переехавшая на угол Большой Дмитровки и Страстного бульвара. Перешагнув ее…
После премьеры
Одеколон «Юлий Цезарь»
by Алексей БАРТОШЕВИЧ •
Шекспир в театре “Модерн” Наш театр давно забыл об этой пьесе, одной из прекраснейших на свете. После 1903 года, когда “Юлий Цезарь” шел в МХТ, в Москве “римскую трагедию” Шекспира не ставили, если не считать не слишком удачный спектакль Малого театра 1924 года. И это на фоне бесчисленных “Гамлетов”, “Отелло” и “Ромео и Джульетт”. И вот,…
Юбилейное
Сверкающий дар
by Алексей БАРТОШЕВИЧ •
22 января исполняется 100 лет со дня рождения театроведа, киноведа и театрального критика Татьяны Израилевны Бачелис. Жизнь Татьяны Бачелис в искусстве была долгой и плодоносной. Она писала о многом. Ее книги «Федерико Феллини», «Шекспир и Крэг», «О символизме», ее работы о Станиславском, Чаплине, Мейерхольде, Висконти принадлежали к лучшему, что было сделано в нашем и…
Свое пространство
Осенняя заметка о летнем впечатлении
by Алексей БАРТОШЕВИЧ •
Бывает, что вдруг, трудно сказать почему, снова потянет на когда-то виденный спектакль. Понимаешь, что он идет годы и годы, давно мог выветриться, как чаще всего и бывает. К тому же за окном разгар позднего лета, люди в Москве бродят, как сонные мухи. У актеров вот-вот начнется отпуск. Совсем не тот случай, когда нужно спешить в…
Система ценностей
Алексей БАРТОШЕВИЧ: «Смертельно серьезное лицо жизни»
by Алексей БАРТОШЕВИЧ •
Одна из постоянных тем традиционных бесед с Алексеем Вадимовичем Бартошевичем – спектакли Питера Брука, от первых шедевров режиссера в Англии до недавних постановок в парижском Буфф дю Нор. “ЭС” попросила Алексея Вадимовича поделиться своими впечатлениями от “Поля битвы”, показанного летом на Международном театральном фестивале имени А.П.Чехова. Мне кажется, что спектакли Питера Брука последнего десятилетия…
Фестивали
«Лебедь» в Стратфорде, «Глобус» в Ниде
by Алексей БАРТОШЕВИЧ •
В середине 80-х годов замечательный английский режиссер Тревор Нанн, возглавлявший тогда Королевский Шекспировский театр, загорелся идеей присоединить к двум сценам Стратфорда – большой, традиционной, и малой, экспериментальной, еще одну, построенную по образцу елизаветинского театра. Приятель Нанна, архитектор, выстроил изящный макет будущего театра, которому предстояло быть вписанным в пространство старого здания. Новой сцене уже придумали имя…
После премьеры
Я пролил кровь, как все
by Алексей БАРТОШЕВИЧ •
“Гамлет” Льва Додина – не для зануд-шекспироведов. Что вовсе не означает, что спектакль не является интерпретацией именно этой великой пьесы. В программке написано: Малый Драматический Театр – Театр Европы. Сочинение для сцены Льва Додина по Саксону Грамматику, Рафаэлю Холиншеду, Уильяму Шекспиру, Борису Пастернаку. Это размышления режиссера на тему многослойной пьесы, которую в России было принято…
Система ценностей
Прощай, Таганка
by Алексей БАРТОШЕВИЧ •
Как печально, господи, как горько. До слез милая нашему сердцу Таганка, театр, составлявший, может быть, главную часть жизни моего театрального – и не только театрального – поколения, предмет нашей любви и гордости, обитель дерзновенной свободы, источник головокружительных театральных метафор, у нас на глазах ставит самую последнюю, окончательную точку в своей истории, заканчивает свою, когда-то славную…