В гостях и дома

Новая выставка “В гостях у Давида. Ольга Твардовская и Владимир Макушенко” в Музее-мастерской Давида Боровского – филиале ГЦТМ имени А.А.Бахрушина продолжает серию экспозиций, посвященных творчеству сценографов, входивших в круг друзей великого художника. Этот проект начался в прошлом году выставкой “Сергей и Татьяна Бархины – не только о театре” (“ЭС” писала о ней в № 15, 2016).

Ольгу Твардовскую и Владимира Макушенко связывали с Давидом Львовичем не только дружеские отношения. С 1970-х годов они делили с ним одну мастерскую (сперва на Верхней Радищевской улице, а позже в Большом Афанасьевском переулке). Сам факт такого многолетнего, близкого соседства говорит о многом. Известно, что Макушенко входил в число “избранных” – четырех паломников, отправлявшихся каждый год на природу в места, открытые в окрестностях Малой Вишеры Эдуардом Кочергиным (колоритные путешествия описаны Боровским в его книге “Убегающее пространство”). Женщин в эти чисто мужские вояжи не брали, однако Ольгу Александровну Давид Львович ценил высоко и доверял ее безупречному вкусу.

Когда создавалась экспозиция, ее инициаторы решили оставить в выставочном помещении “макетных человечков” Давида Львовича. Куратор выставки Анаит Оганесян говорила на вернисаже о том, что в шкафах и сервантах у Ольги Твардовской также хранятся во множестве фигурки для макетов, метод работы у соседей-художников был сходным. И увеличенный Александром Боровским персонаж с гармошкой из неосуществленной постановки отца прекрасно вписался в тему оформления Твардовской и Макушенко спектакля “Любовь и голуби” в “Современнике” (режиссер Валерий Фокин).

Те, кто бывал в Музее-мастерской, знают, что выставочное пространство невелико. Но экспонатам здесь не тесно. Эскизы и макеты тщательно отобраны, композиционно они дают объемное и цельное представление о самых важных работах тандема талантливых сценографов. На вернисаже в центре выставки стояли стулья, на них расположились гости не случайные, хорошо знающие друг друга. Открытие выставки стало сущностным разговором, где темы семейные, биографические были кровно связаны с историей – отнюдь не только сценографии.

В своем вступительном слове генеральный директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов приветствовал Ольгу и Валентину Твардовских, дочерей поэта, “имя которого так же значимо для нас, как и для вас. Его принципам, этическим и эстетическим, вы следовали всю жизнь”. Разговор об А.Т.Твардовском продолжил Юрий Норштейн: “Я знал Александра Трифоновича только по стихам, видел лишь раз в жизни. Я вырос среди шпаны Марьиной рощи, но эта шпана, как ни удивительно, очень много читала. И “Василий Теркин” был нашим центральным чтением. Мы его читали вслух друг другу”.

“Василия Теркина” Ольга Твардовская и Владимир Макушенко оформят только в 1995-м, в Липецке (режиссер Владимир Пахомов). Но не будем забывать, что перестройка в театре начиналась со спектакля “Говори…”. Его в 1986-м Валерий Фокин вместе с Твардовской и Макушенко создал по очеркам Валентина Овечкина “Районные будни”, увидевшим свет в “Новом мире” в эпоху, когда такой текст мог “пробить” только Александр Трифонович.

Для Валерия Фокина встреча с художниками была принципиальной и очень плодотворной. В декорациях “Ревизора” на сцене “Современника” (1984) угадывались пропорции и стиль одного из интерьеров Малого театра. Художники сделали немало для того, чтобы режиссер осознал: режиссер и художник – коллеги, а внешняя форма помогает внутреннему содержанию спектакля. И вовсе не случайно, приняв Ермоловский театр, Фокин приглашает в соавторы Твардовскую и Макушенко. Вместе создавались нашумевшие “Спортивные игры 1981 года” Радзинского, “Приглашение на казнь” Набокова, “Второй год свободы” Буравского, “Прошлым летом в Чулимске” Вампилова (последний спектакль поставлен в Токийском театре “Хайюдза”). Эскиз “Чулимска” Юрий Норштейн назвал образцом цветовой драматургии, гармонии и внутреннего действия.Макет к спектаклю “Ревизор”

Борис Мессерер говорил о своем сильнейшем впечатлении от спектакля “Тиль”. Он был решен в каком-то новом по тем временам стиле. Марк Захаров вместе с Григорием Гориным, Ольгой Твардовской и Владимиром Макушенко меняли стилистику Театра имени Ленинского комсомола, где главенствовали публицистика и социальная драма. “Тиль” открывал новый путь “Ленкома”. Марк Захаров писал о художниках: “Они умеют, не заслоняя актеров, не отвлекая на себя излишнее внимание, не превращая свое искусство в самодовлеющий визуальный аттракцион, сформировать его диалектику, его постановочный принцип”. И “Тиль”, и неожиданный “Иванов” с Евгением Леоновым в заглавной роли – спектакли, вошедшие в историю театра. Можно долго рассматривать макет чеховского спектакля, где обшарпанный интерьер усадьбы Иванова зеркально отражен в параллельном месте действия – доме Лебедевых – сценическая метафора тупика героя, из которого ему не выбраться.

“Твардовская и Макушенко обладали множеством замечательных качеств как художники, – говорила Анаит Оганесян, – но всегда были слишком щепетильны и не умели себя продвигать, заявлять о себе громко. Их голос был тих, но внятен. Сейчас особенно отчетливо понимаешь, что их работы – произведения не только театрального, но и изобразительного искусства. Школа, которую они прошли – школа М.И.Курилко, М.Н.Пожарской, В.Ф.Рындина, научила их быть точными в самых разных жанрах”.

Виктор Архипов подчеркнул, что в Музее-мастерской состоялась первая персональная выставка прекрасных художников, и продолжил: “Мы с Олей учились в художественном училище и потом в институте. Я думаю о том, как важно время, в которое формируется художник. Искусство сценографов 70–80-х годов становится классикой. Я любуюсь макетами, в них душа передается через руку художника. Они все теплые, сердечные. Спектакли представлены макетами, эскизами декораций и костюмов. Сейчас все происходит иначе. Приглашается художник по свету, декорации и костюмы делают разные художники. Макеты часто выполнены формально, чисто технически. Здесь же – у Твардовской и Макушенко – абсолютное единство: переход макета в эскиз по уровню исполнения нельзя отличить друг от друга. Когда-то каждую работу Ольги и Володи на “Итогах сезона” ждали как сверхноваторство. Куда бы ни приходили художники, в “Ленком” ли, в Театр имени Ермоловой, это была эпоха”.

После перестройки, когда театр переживал непростой период, Ольга Твардовская и Владимир Макушенко связали свою творческую жизнь с Липецким театром имени Л.Н.Толстого. Режиссеру Владимиру Пахомову несказанно повезло. Однако и для художников идея чеховского цикла, создававшегося на протяжении двадцати лет, оказалась чрезвычайно привлекательной. Хочется долго вглядываться в детали общего решения “Вишневого сада” (1992). На макете вишневые деревья прорастают сквозь пол усадьбы. Еще немного, и парта маленького Гриши, и бильярдный стол исчезнут, канут в Лету.

Выставку “В гостях у Давида. Ольга Твардовская и Владимир Макушенко” Дмитрий Родионов справедливо назвал художественным событием. К открытию подоспел великолепный буклет (его делали А.В.Оганесян, О.А.Твардовская и Д.В. Васильева). Выставка продлится до 8 марта.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

Макет к спектаклю “Ревизор”

«Экран и сцена»
№ 1 за 2017 год.